2010 год, эффективный с точки зрения реализации утвержденной программы стратегического развития сети обувных каскетов «ЭКОНИКА», стал для компании переходным. В конце года, после длительных аналитического и подготовительного этапов, организация объявила о своем намерении в 2011 году отказаться от мужской части ассортимента, изменив таким образом специализацию сети, ее структуру и направления дальнейшей деятельности.
По итогам 2010 года сеть продолжила демонстрировать положительный темп роста количества салонов. По данным на 31 декабря 2010 г. в состав «ЭКОНИКИ» вошли 132 салона (против 114 в 2009 г.). При этом свою численность за год увеличили не только салоны прямого управления (с 79 до 93шт.), но и салоны франчайзинговых партнеров компании (с 35 до 39 шт. соответственно). В целом, за год компания открыла 24 новых каскета и провела шесть плановых закрытий (пять из этих салонов функционировали по схеме франчайзинга).
По сравнению с 2009 годом в 2010 г. было открыто на 10 торговых точек больше. Ровно настолько же возросло и количество городов присутствия сети. К их числу добавились: Самара, Набережные Челны, Уфа, Воронеж, Томск, где были открыты салоны прямой розницы, а также Алматы, Астана, Астрахань, Мурманск и Владикавказ, где начали свою работу салоны франчайзи. В Москве в течение года было открыто шесть новых каскетов, в том числе в таких торговых центрах, как «МЕГА-Теплый Стан», ТЦ «ВИВА!», ТРЦ «Вегас» и ТЦ «Гагаринский».
Что касается экономических показателей деятельности компании, то рост продаж обуви в парах составил 17% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Рублевая выручка увеличилась на 33%. Общий прирост продаж в рублях был достигнут как за счет расширения сети и роста количества проданных пар по объектам «like to like», так и благодаря росту средней цены продажи. Сети также удалось существенно нарастить и базу своих постоянных покупателей, в число которых на конец 2010 года входило уже более 0,5 млн. человек.
Для того чтобы оценить уровень удовлетворенности клиентской аудитории, а также выявить потребности, в середине года компания заказала профессиональное исследование, данные которого подтвердили современную потребительскую тенденцию: покупатели выбирают прежде всего те магазины, где, помимо понравившегося товара, их ожиданиям соответствует и профессионализм персонала, а также сама атмосфера покупки. «Это, в свою очередь, стало одним из ряда фактов, подтолкнувших нас к решению о смене позиционирования и отказу от мужского ассортимента, - рассказывает вице-президент сети Сергей Саркисов. - С первой коллекции 2011 года «ЭКОНИКА» переходит к формату женской специализированной обувной сети». Первую исключительно женскую коллекцию с расширенным ассортиментом и новыми торговыми предложениями сеть представит своим покупателям в рамках наступающего весенне-летнего сезона.
В связи с репозиционированием часть текущих бизнес-процессов в компании претерпевает изменения. «Женская аудитория более взыскательна и к продукту, и к сервису, и к самой атмосфере покупки, - отмечает генеральный директор сети Лилиана Мусатова. – От нас это уже потребовало ряда важных решений и перемен, на которых мы, в свою очередь, не остановимся». В частности, в «ЭКОНИКЕ» были значительно изменены бизнес-процессы, связанные с созданием коллекций (в том числе для удовлетворения покупательниц более широким предложением). Существенные нововведения были сделаны для совершенствования сервиса (запущена программа наставничества, усилена тренинговая составляющая) и обстановки в салонах. «Изменения в оформлении торгового зала и витрин вызваны не только перераспределением женской коллекции по территории всего зала или, скажем, расширением линии аксессуаров, - комментирует г-жа Мусатова. – Дело в том, что с нового сезона мы планируем качественно изменить подход к выкладке, который, с одной стороны, упростит восприятие и облегчит поиск и одновременно должен будет максимально импонировать нашим клиенткам – ведь он построен именно на женской специфике восприятия».
Сконцентрироваться на одной клиентской аудитории, глобально изучить ее интересы и запросы, чтобы предложить желаемый товар в желаемых условиях – так компания ставит задачу на ближайшее время. При этом сеть не намерена снижать темпы и по открытиям торговых точек, и по поиску уникальных идей и современных предложений для своих покупателей. Так, осенью 2010 года стартовал проект «ЭКОНИКИ» в социальных сетях Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Twitter. Компания продолжит выпуск фирменного «Гида по стилю», в котором помимо демонстрации коллекции профессиональный стилист дает актуальные рекомендации по формированию удачного имиджа для любой ситуации. В целом, сеть продолжит делать ставку на интересные предложения. С одной новой поправкой - это должно быть интересно женщине.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.