Национальная Академия Руководящих Кадров Культуры и Искусства организовала первую в Украине конференцию, посвящённую теме «Создание Государственной системы стандартизации и оценки культурных ценностей и предметов коллекционирования». Я была на данной конференции и невероятно впечатлена, что в Украине ценообразующая политика абсолютно не урегулирована. Не просто не урегулировано ценообразование, а абсолютно не урегулировано. Максимум что понятно, когда эксперты оценивают антиквариат – это приблизительная стоимость «на вскидку», которая строится на субъективном мнении и опыте оценщика.
По данным ЮНЕСКО объём мирового коллекционно-антикварного рынка составляет 1,3 трлн долл. США и только 0,3% от этого массива легализируется законно. По данным английского журнала «Таймс» в мире происходит краж культурного наследия ежегодно на сумму приблизительно 3 млрд. долл. США. Только во Франции, в среднем, за год исчезают до 40 произведений искусства, которые сохраняются в музеях, 200 предметов старины из церквей и монастырей и 200 – из палацев и замков.
Конечно, и появляются статьи с такими названиями: «Аукционные продажи шокируют общество. Кражи тоже», «Музейная лихорадка и коллекционирование», «Ограбление века», «50 тысяч евро за 1 см дамасской стали», «За тысячедолларовую купюру 1890 года выпуска американский коллекционер заплатил 2,3 миллиона доллара». Вот такие интересные данные предоставили эксперты на данной конференции.
В Украине за последние 10 лет было около 3 000 преступлений, связанных с кражей антиквариата и произведений искусства. И это только тех, которые были заявлены. А сколько нет! Из этого числа раскрыто менее половины. И то данные, на мой взгляд, весьма сомнительные. Но на какую сумму осуществлены эти преступления, никто сказать не может. Привести данные в денежном эквиваленте, как это указано выше на статистике некоторых европейских государств, никто не может. Почему? Просто посчитать не могут.
Т.е., если поинтересоваться, сколько стоит «культурное имущественное наследие» Украины, то никто и не скажет. Просто посчитать не могут. Почему? Нет единой системы оценки на предмет стоимости. И кто вообще этому учит? Я, как выпускница первого в Украине факультета искусствоведения с квалификацией «искусствовед-эксперт» могу с полной уверенностью сказать насколько важны экспертные знания искусствоведения в оценке предметов искусства, но не факт, что их будет достаточно при ценообразовании. Эксперт-искусствовед, это ещё не оценщик. Он может оценить на предмет ценности, но факт – что на предмет стоимости. И не один ВУЗ в Украине пока этому не учит. Первые «ласточки» запуска такой специальности инициирует Академия, которую я глубоко уважаю, и которую закончила сама.
И так, как посчитать в денежном эквиваленте «культурное имущественное наследие» Украины? Многие европейские страны давно закрыли этот вопрос, у нас же он только открывается. Открывается благодаря инициативе ЮНЕСКО и ректору Государственной Академии Руководящих Кадров Культуры и Искусства – Чернецу Василию Гнатовичу, который является главой оргкомитета проекта «Киевская Русь». Проект «Киевская Русь» - комитет, в состав которого входят эксперты в сфере коллекционирования, науки, бизнеса, искусства и законодательства. Эксперты, которые собственно говоря, и организовали данную конференцию.
Очень рада, что работа в данном направлении в нашей стране началась. Горжусь, что возглавил её ректор ВУЗа, который я сама заканчивала. Уверена, что насыщенная и очень масштабная работа экспертов проекта «Киевская Русь» увенчается отличными результатами, и в нашей стране будет создана адекватная единая система оценки предметов культурных ценностей и коллекционирования.
Лилия Чакова
Искусствовед-эксперт