17 января 1946 года в Киеве начался один из самых известных и масштабных на территории СССР судебных процессов над нацистскими преступниками. Перед советским трибуналом в Киевском доме офицеров предстали 15 подсудимых, среди которых было несколько палачей-нацистов высокого ранга.
Главным обвиняемым на Киевском процессе был группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Пауль Шеер, командовавший полицией порядка в Киеве, а в мае 1943 г. занявший аналогичный пост в Париже. Именно он был одним из главных организаторов массовых расстрелов евреев, пациентов психиатрических клиник и советских военнопленных в Бабьем Яре осенью 1941 г. Его приказы и «организаторская деятельность» привели к гибели более 100 тысяч человек.
Группенфюрер СС Карл Буркхардт — бывший комендант тыла 6-й армии на территории Сталинской (Донецкой) и Днепропетровской областей, военный комендант Киева, занимался организацией лагерей советских военнопленных, где от чудовищных условий содержания и казней погибли десятки тысяч человек. Буркхардт прямо заявил, объясняя свои действия: «Сколько расстреляно и повешено советских людей в Донбассе, я сказать затрудняюсь, так как учета не вел, однако я считал, что чем больше будет уничтожено советских граждан, тем легче будет нам, немцам, проводить свою колониальную политику».
Такое мнение разделяли не только нацистские руководители, начиная с Гитлера, Гиммлера, Геринга (находившегося в Нюрнберге на скамье подсудимых), и высокопоставленные эсэсовцы, но и исполнители их приказов.
Другой подсудимый в Киеве, капитан Оскар Валлизер показывал: «Моей задачей было уничтожение советского населения для обеспечения немцам более широкого жизненного пространства».
Оберштурмбаннфюрер СС и гебитскомиссар Мелитопольского округа Георг Хейниш стоял перед советским судом еще в декабре 1943 г.: он давал показания на Харьковском процессе, однако как свидетель, а не подсудимый. До отправки на оккупированную немцами Украину Хейниш был секретарем и доверенным лицом Рудольфа Гесса. В январе 1945 г. Гесс сидел на скамье подсудимых в Нюрнберге, и сам Хейниш также предстал перед трибуналом в Киеве.
В этом было значение Киевского и других советских процессов декабря 1945 г. – января 1946 г.: они должны были показать Международному военному трибуналу в Нюрнберге пример скорого разбирательства.
Среди подсудимых в Киеве также были:
– командующий охранной дивизией генерал-майор фон Чаммер унд Остен,
– бывший военный комендант ряда украинских городов подполковник Георг Труккенброд,
– бывший ортскомендант Бородянской межрайонной комендатуры Киевской области капитан Оскар Валлизер,
– бывший начальник СД Днепродзержинского района Днепропетровской области обершарфюрер Вильгельм Геллерфорт,
– бывший командир полевой жандармерии 44-й пехотной дивизии и комендант лагерей военнопленных лейтенант Эмиль Кноль,
– бывший сельскохозяйственный комендант Бородянского района Киевской области зондерфюрер Фриц Беккенгоф,
– командир подразделения полевой жандармерии обер-лейтенант Эмиль Иогшат,
– обер-ефрейтор Изенман,
– унтер-офицер Майер,
– обер-ефрейтор Лауэр,
– обер-фельдфебель Шадель,
– вахмистр полиции Драхенфельс-Кальювери.
12 подсудимых были приговорены к повешению, И.П. Лауэр получил 20 лет, а А. Шадель и Б. Драхенфельс-Кальювери – по 15 лет каторги.
29 января осужденные были повешены в самом центре Киеве, на площади Калинина (сейчас – майдан Незалежности) на глазах десятков тысяч киевлян.
Автор: Сергей Соловьев, к.фил.н. Российский государственный архив социально-политической истории.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события: