Для многих комсомольская подпольная борьба на оккупированных нацистами территориях Советского Союза в годы Великой Отечественной войны неотрывно связана с деятельностью «Молодой гвардии». Однако на самом деле подобных организаций было огромное количество, в том числе в Украинской ССР – комсомольцы наравне с партизанами боролись с оккупантами.
Этому способствовала и поддержка сверху. Центральный комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ЦК ВЛКСМ) уделял особое внимание установлению связи с подпольными комсомольскими организациями на оккупированных территориях и оказании им помощи. Молодым подпольщикам доверялось самим принимать в комсомол молодежь, «доказавшую делами свою преданность советской власти и ненависть к немецко-фашистским захватчикам». 3 октября 1942 г. Центральный комитет ВЛКСМ принял постановление «О руководстве работой комсомольских организаций в тылу врага». В нем прямо говорилось о необходимости развернуть широкую диверсионную деятельность, направленную против крупных нацистских чиновников и их ставленников, и «расширять комсомольские соревнования по истреблению нацистских оккупантов».
Этим призывам следовали не только партизаны-комсомольцы, но и молодые ребята, попавшие под нацистский гнет, вынуждавший их работать на оккупантов. В первую очередь они занимались антифашистской пропагандой. Нелегально слушая советское радио, под угрозой смерти, они в рукописных листовках распространяли сообщения Совинформбюро о реальном положении на фронте. На заводах они занимались вредительством, устраивали замыкания электричества и по одиночке уничтожали нацистских солдат и их пособников, в том числе украинских националистов.
Несмотря на налаженную разветвленную подпольную связь, о существовании и деятельности многих подпольных комсомольских организаций становилось известно только после освобождения временно оккупированных территорий. Так случилось и с комсомольской организацией Сахарного завода в с. Кожанка Киевской области. Кожанка имела важное значение для нацистских солдат, так как в ней находились: свиная и молочная фермы, пункт заготовки зерна, сахарный завод, водокачка и железнодорожная станция Юго-Западной железной дороги, по которой войска рейха осуществляли переброску боеприпасов и перевозку солдат.
Подпольная комсомольская организация изначально состояла из 6 человек: Павел Кривенко, Стефан Павличенко, Василий Куценко, Татьяна Кулачкова, Александр Скрипак, Василий Бабенко, но за время своего существования выросла до 29 человек.
Основной своей задачей они считали оповещение населения. Ими были организованы две радиоточки, полученная информация распространялась в листовках среди населения, в них же были призывы всеми силами бороться с оккупантами. Благодаря отлаженной работе получилось сорвать уборочную осеннюю кампанию в 1943 г.: населению удалось спрятать большую часть зерна, а оставшуюся уничтожить, тем самым лишив нацистов хлеба.
Комсомольцы держали связь с Белоцерковским партизанским отрядом и оказывали ему помощь. Они не только передавали медикаменты и перевязочный материал в отряд, но и участвовали в партизанских операциях. Так, 6 мая 1943 г. они приняли участие в партизанском налете на железнодорожную охрану блокпоста Кожанка, а в апреле 1943 г. – на кожанскую полицию. Им удалось уничтожить полицая, украсть машину и сжечь «сельуправовские документы». 26 сентября 1943 г. комсомольцы вывели из строя телефонную станцию и ликвидировали нацистского охранника. 30 октября 1943 г. на станции Кожанка под цистерны поезда были подложены мины, которые взорвались в пути по Мироновской железной дороге.
На самом заводе комсомольцы устраивали диверсии и выводили из строя оборудование. Поломка главной паровой машины, выведение из строя свеклорезки и насосов — все это тормозило работу завода, а иногда и останавливало на несколько суток. Несмотря на людские потери при партизанских операциях и наказания за диверсии на производстве, большей части комсомольской организации удалось дождаться освобождения Киева и Киевской области от немецко-фашистских захватчиков.
Получая сведения о скором наступлении Красной армии, комсомольцы сами готовились к вооруженному выступлению с целью в дальнейшем соединиться с партизанами. Одной из задач было не дать нацистам при отступлении взорвать завод и увезти имущество. За каждым членом организации были закреплены обязанности: одни следили за охранниками с готовностью в любой момент их ликвидировать, вторые отслеживали закладку мин и изымали их, третьи снимали и прятали части производственных машин.
6 ноября 1943 г., в день освобождения Киева, комсомольцы и подготовленные ими рабочие в количестве 50 человек выступили с оружием в руках. 7 ноября была полностью разоружена охрана сахарного завода, подорвана цистерна с горючим, уничтожен нацистский танк «Тигр». Благодаря вооруженной помощи местного населения, организованной комсомольцами-подпольщиками, при вступлении в Кожанку советских войск, а именно 71-й танковой бригады, завод и все материальные склады были сохранены. После освобождения родного села часть комсомольцев примкнула к 71-й танковой бригаде и в ее составе продолжила борьбу за освобождение советской Украины.
Историю этой подпольной комсомольской организации удалось восстановить благодаря сохранившимся запискам, отчетам, листовкам, письмам, отложившимся в Отделе по работе среди комсомольцев и молодежи во временно оккупированных районах и партизанских отрядах ЦК ВЛКСМ (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53). В настоящее время документы хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Текст: А.С. Кочетова, к.и.н., Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
Исторические события: