2 апреля 1917 года Временное правительство издало один из наиболее важных правовых документов – постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений».
В документе говорилось:
«Исходя из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство постановило: Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются».
Таким образом, были сняты все ущемляющие права лимиты, касающиеся места жительства и передвижения; прав собственности; занятия ремеслами, торговлей и промышленностью; поступления на государственную службу – как гражданскую, так и военную, участия в выборах в органы местного самоуправления и другие общественные учреждения; поступления в учебные заведения или же, наоборот, преподавания и воспитания.
Документ оговаривал, в том числе, отмену так называемой черты оседлости для евреев и цыган, которая была определена еще Екатериной II. Территории, где позволялось селиться и торговать евреям, появились после очередного раздела Речи Посполитой – когда ее восточные территории с местным, преимущественно еврейским населением перешли к Российской империи. Это часть земель Польши, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также часть территории современной Украины и Латвии. В общей сложности речь шла о площади в 1 224 008 квадратных километров.
Вместе с тем последовавшие за этим поправки отменяли также наказания за вступление в брак лиц христианских исповеданий с иудеями, мусульманами, язычниками, а также устраняли запреты на усыновление лиц христианского исповедания нехристианами. Снимались ограничения на строительство синагог и мечетей.
В Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД, во главе которого стоял Сергей Котляревский, шла масштабная работа по реформированию всего религиозно-гражданского законодательства. В частности, было создано Особое совещание по общим вероисповедным вопросам, которое рассматривало все предложения по изменению вероисповедных законопроектов, поступавшие, что называется, «снизу». В разработке законов участвовали представители общественности, научных учреждений и разных религиозных организаций. Например, была создана Комиссия по делам римско-католической церкви. Министерство пошло навстречу и мусульманам, которые хотели иметь выборное высшее духовенство, утвердив в должности муфтиев, избранных мусульманскими съездами.
Как отмечают исследователи, несмотря на все подобные послабления, реальные действия Временного правительства указывали на то, что оно намерено действовать в рамках традиционной имперской политики. В частности, воззвание к полякам, озвученное незадолго до издания уже упомянутого постановления «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», содержало призыв к борьбе за свободу славянских народов и «соединение с Россией свободным военным союзом славянства» против Срединных держав. Центральное Бюро мусульман в ответ на это заявило, что «такой лозунг показывает, что партия к.-д. применяет разные мерки для народов России и Азии».
Текст: Анна Хрусталёва.
Фото: Российское историческое общество.