Динамичное развитие отрасли тепличного сегмента происходило во время санкций и желания снизить зависимость российского рынка овощей сезонного характера, в том числе свежей зелени и зеленых культур, от импортного товара. В данных условиях основное внимание бизнеса уделялось на «закрытие» главных позиций – томатов и огурцов, выращивание свежей зелени, в том числе салатной группы, мытых салатов, стали показывать рост на рынке позднее. В настоящее время на рынке свежей зелени, в том числе салатной группы, прослеживается вполне динамичное развитие. Но и импортные поставки не отстают.
Импорт свежей зелени на отечественный рынок в текущем 2018 году составит 100 млн. долларов, в 2017 году потребление свежей зелени, салатной группы, и прочих зеленых культур отечественным рынком составило 90 млн. долларов. В общем за четырехлетний период, после существенного спада в 2015 году, когда отечественный рынок свежей зелени в связи с санкциями рухнул более чем на 50% (в стоимостном эквиваленте), потребление зарубежной свежей зелени и зеленых культур увеличилось, по сути, на 65%.
Основными трендами настоящего периода и в рамках прогнозного периода для рынка свежей зелени будут являться следующие:
- сохранение превалирующей доли импортной свежей зелени на внутреннем рынке;
- отсутствие качественной отечественной зелени в значительном объеме;
- сохранение «теневого» рынка зелени;
- увеличения ценовых индикаторов на свежую зелень;
- расширение ассортимента в группе мытых салатов, горшочных культур;
- расширение ассортимента в выращивании и предложении рынку отечественных культур в круглогодичном, а не сезонном характере (лук-порей, сельдерей);
- увеличение мощностей тепличных комплексов закрытого грунта;
- минимальная доля экспортных отгрузок в общем объеме рынка зелени, с ориентацией производителей свежей зелени по большей части на отечественный рынок;
- повышением импорта свежей зелени на отечественный рынок.
Импортные поставки свежей зелени и зеленых культур в нынешнем 2018 году бьют все рекорды, и итоги непосредственно этого года будут для рынка свежей зелени очередным периодом максимизации потребления именно зарубежного продукта. При этом ведущие регионы-поставщики зелени остаются довольно стабильными – это Иран (27% от стоимостной объёму), Израиль (24%), Узбекистан (18%) и Китай (7%). Совокупно из данных четырёх стран на отечественный рынок поставляется свежей зелени на общую сумму, которая приближается к 70 млн. долларов.
Какие импортные зеленые культуры пользуются у россиян наибольшей популярностью? Без сомнений, лидерство в данном параметре принадлежит в порядке убывания следующим видам: салат-латук (34%) и сельдерей (19%), а основная причина в том, что внутреннее выращивание данных культур в коммерческом секторе довольно незначительное.
В то же время цены на рынке свежей зелени последние 3 года подряд увеличиваются, это относится как к экспортным ценам, так и потребительским. Так наиболее заметные увеличения потребительских цен на свежую зелень, и культуры, в сравнении с предыдущим были зафиксированы по латуку (+86%), сельдерею (200%) и шпинату (37%). С учетом инфляционных процессов, изменения НДС и в целом состояния экономики России в прогнозе рост потребительских цен на свежую зелень, продолжится.