Реформирование обращения с отходами производства и потребления в России, стимуляция населения к раздельному сбору мусора, ответственность бизнеса и государства за развитие инфраструктуры по утилизации и переработке отходов, готовность мусоровывозящих компаний менять экономические модели, расширение экологических критериев для ряда товаров, – эти и другие вопросы обсуждались на деловом мероприятии Ассоциации менеджеров.
18 июля Ассоциации менеджеров провела заседание Комитета по экологии и охране окружающей среды по теме «Проблемы и тенденции по обращению с отходами. Практики вовлечения потребителя» для представителей государственных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Перед приветственным словом Вадима Ковалева, первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров, гости успели поднять настроение игрой в экобаскетбол.
Модератором события выступила Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью, En+ Group, председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды, Ассоциация Менеджеров.
В своем выступлении Николай Гудков, руководитель пресс-службы Минприроды РФ, затронул вопрос реформы обращения с отходами производства и потребления в России. В частности, в 2014 году были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми эта отрасль реформирована на основе доказавшего свою эффективность опыта европейских стран.
По словам Гудкова, составляющая реформирования - расширенная ответственность производителя, «когда производитель товара обязан утилизировать отход, который из этого товара образуется, либо должен заплатить экологический сбор в бюджет государства, которое далее распределяет эти средства и направляет обратно как окрашенные деньги на мероприятия по строительству перерабатывающих мощностей, легальных качественных полигонов в соответствии с законодательством РФ». И на данный момент средства от экосборов составляют порядка полутора миллиардов рублей.
Отдельно Николай Гудков подчеркнул важность функционирования Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров, а также провозгласил важный лозунг – «доходы из отходов».
Ирина Бахтина, председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности, Ассоциация менеджеров; вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки, выдвинула ряд тезисов о деятельности Unilever по работе с отходами.
С 1 января 2015 года Unilever придерживается циркулярного принципа «ноль отходов на захоронение». И реализация данного принципа выявила следующую инфраструктурную проблему - на карте России промышленные кластеры и кластеры переработки отходов не совпадают. К 2025 году Unilever намерен перейти на полностью перерабатываемую пластиковую упаковку, что потребует 450 млн. евро вложений в год.
Кейсом о работе с арендаторами и гостями IKEA в области обращения с отходами поделилась Алиса Ковалева, эксперт по вовлечению в программы по обращению с отходами арендаторов IKEA Centres Russia. IKEA в России внедряет стратегию устойчивого развития, которая состоит их трех блоков: экологичный образ жизни, энергия и ресурсы, люди и местные сообщества. Пример работы с покупателями - организованный в ТЦ «МЕГА Химки» раздельный пункт приема отходов для покупателей, где три раза в неделю принимают отходы от посетителей – металлопластик, ПЭТ-бутылки, упаковка Tetra Pak, бумага и картон, стекло.
На потребительских отходах сфокусировала внимание аудитории Дина Епифанова, руководитель департамента экологии, Россия, Украина, РБ и Средняя Азия компании Tetra Pak. По ее мнению, закон «простимулировал историю переработки потребительских отходов», что дало положительный эффект. «Необходим как воздух раздельный сбор отходов, прежде всего, в Москве, где образуется до 25% всех отходов в стране», - резюмировала Епифанова.
Еще одну позицию бизнес-сообщества транслировал Константин Рзаев, председатель Совета Директоров ГК «ЭкоТехнологии»: задача возглавляемой им компании, которая реализует проекты по расширенной ответственности производителя, - сделать так, чтобы раздельный сбор отходов производился на постоянной основе.
Юлия Грачева, исполнительный директор Экологического союза Санкт-Петербурга, рассказала о минимизации отходов и ресурсосбережении как критерии международных стандартов по жизненному циклу экомаркировки и в качестве коммуникации с потребителем поделилась новым мобильным приложением «Экополка» - гид по товарам с экомаркировкой.
Анна Сычева, руководитель проектов устойчивого развития компании «ОптиКом», презентовала проект «Бумаговорот» по вывозу макулатуры из офиса.
В завершении события, присутствующие сошлись во мнении, что будущее – за раздельным сбором отходов.