Постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин ответил на заявление американской коллеги Никки Хейли о статусе российского полуострова Крым словами конституции Соединенных Штатов. Корреспондент Федерального агентства новостей обсудил с членом комитета Совета Федерации по международным делам Игорем Морозовым выступление постоянного представителя США при Организации Объединенных Наций Никки Хейли.
Новая постпред Соединенных Штатов при ООН Хейли в четверг, 2 февраля, впервые выступила в Совете Безопасности ООН на открытом заседании по ситуации на территории Донбасса. Она отметила, что в своей первой речи должна осудить «российскую агрессию» в отношении Украины. Кроме того, она сообщила, что американские антироссийские санкции, которые связаны с полуостровом Крым, останутся в силе «пока Москва не вернет полуостров под контроль Киеву».
В свою очередь Виталий Чуркин ответил Хейли словами из конституции Соединенных Штатов: «Мы, народ». Он подчеркнул, что народ полуострова на референдуме принял самостоятельное решение воссоединиться с Российской Федерацией.
Не остался в стороне и постоянный представитель Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт. По его словам, вина за украинский кризис якобы полностью лежит на России, а конфликт на Украине начался в Крыму. Чуркин парировал обвинения британского дипломата напоминанием о том, что события на полуострове спровоцировал государственный переворот в Киеве, который был организован при активной поддержке извне.
Кроме того, Чуркин посоветовал коллеге из Великобритании вернуть Мальвинские острова, Гибралтар, аннексированную Лондоном часть Кипра, а также архипелаг Чагас в Индийском океане, который Соединенное Королевство превратило в огромную военную базу. «Тогда ваша совесть, может быть, будет чуть более чиста», — заявил российский постпред.
Напомним, что Крым вновь стал российской территорией по итогам референдума, который был проведен после государственного переворота на Украине. За присоединение к Российской Федерации свои голоса отдали более 95% жителей полуострова.
Российское руководство (как и сами жители полуострова) множество раз говорило о том, что крымчане исключительно демократическим путем, в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН проголосовали за присоединение к РФ. Кроме того, глава российского государства Владимир Путин подчеркнул, что вопрос Крыма окончательно закрыт.
Отношения между Западом и Российской Федерацией серьезно ухудшились в связи с украинским кризисом. В конце июля 2014 года Соединенные Штаты и Европейский Союз ввели точеные санкции в отношении отдельных физических лиц и компаний. Затем удар был нанесен по целым секторам российской экономики. В свою очередь Москва ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые поддержали санкционную политику в отношении России. Лидерам ЕС с трудом удалось продлить экономические антироссийские санкции еще на шесть месяцев (до середины 2017 года).
«Команда Дональда Трампа не может делать резких движений на внешнеполитическом курсе, потому что определена стратегией национальной безопасности, доктриной, санкционными решениями на уровне Конгресса. И поэтому пока политическое управление находится у оппозиции Трампа. То есть у тех, кто был против его восхождения на политический Олимп. В этой связи, я думаю, что Трамп должен на первом этапе расставить своих людей и после этого плавно переходить к изучению внешнеполитических и внутренних проблем, корректируя их в зависимости от того курса, который будет для Соединенных Штатов стратегическим на обозримое будущее. Так что совершенно понятно, что представитель США, пусть даже то, что она из администрации Трампа, — новый человек. Пока мы должны быть готовы, что политика Вашингтона будет продолжаться в том же направлении, что была при администрации Барака Обамы. Но, конечно, тональность заявлений будет меняться, а это уже очень существенный сигнал тому, что за тональностью поменяется и содержание», — пояснил Игорь Морозов.
Нужно ли нам чье-либо признание Крыма частью Российской Федерации? По мнению сенатора, нам это абсолютно не нужно.
«Для нас проблема субъектов Российской Федерации Крыма и Севастополя не стоит. И поэтому нам не нужно это признание. Все остальные, я думаю, и без этой проблемы могут с нами вести переговоры и взаимодействовать. Все это и происходит в последнее время», — резюмировал Игорь Морозов.