Заключительным аккордом активностей украинских кинематографистов на 66 Берлинском международном кинофестивале (Berlinale) стал прием в честь украинских кинематографистов и показ музыкального киноперформанса «Круг Дзиги. Одиннадцатый», организованный Национальным центром Александра Довженко совместно с Всеукраинским благотворительным фондом Игоря Янковского «Инициатива во имя будущего» при поддержке посольства Украины в ФРГ.
Вечером 20 февраля нарядная публика стекалась к легендарному артхаусному кинотеатру Kino Babylon, расположенному в центре Восточного Берлина неподалеку от Александер Плац. Несмотря на то что в это же время в другой части Берлина на Потсдамер Плац начиналась церемония награждения победителей Берлинского международного кинофестиваля, более 300 гостей пришли, чтобы посмотреть «Одиннадцатый» - немой фильм 1928 года о Донбассе гениального режиссера Дзиги Вертова и пообщаться в непринужденной обстановке с молодыми украинскими кинематографистами, которым Фонд Янковского выделил трезвел-гранты для поездки в Германию и участия в Berlinale 2016.
Открывая вечер Чрезвычайный и полномочный посол Украины в ФРГ Андрей Мельник отметил выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа, который внесли кинорежиссер Дзига Вертов и его брат оператор Михаил Кауфман. Взлет их творчества произошел именно в Украине, где в 20-е годы прошлого века на базе только что открытой Киевской киностудии ВУФКУ они сняли свои лучшие 3 авангардных фильма. Не случайно по результатам многочисленных опросов экспертов Дзига Вертов признан величайшим кинодокументалистом всех времен и народов, заложивший основы нового киноязыка.
Также гости кинопоказа почтили минутой молчания память жертв трагических событий на Майдане, которые погибли два года назад. Не забыли и о политзаключенных нового времени, потребовав освобождения из российских застенков украинцев Сенцова и Кольченко.
Глава Госкино Украины Филипп Ильенко подчеркнул важность продвижения Украины в мире, как кинематографической страны, оставившей заметный след в развитии мирового кино. Он отметил важность подобных кинопоказов, которые соединяют прошлое и настоящее отечественного кинематографа.
Игорь Янковский, учредитель Всеукраинского благотворительного Фонда «Инициатива во имя будущего» рассказал о том, что его семья, отец, дед много лет строили заводы на Донбассе, развивали промышленность. «Мне особенно больно, что сейчас это все разрушается в результате военных действий на Востоке Украины. Чтобы понять масштабы трагедии необходимо посмотреть фильм 1928 года посвященный индустриализации Донбасса. И очень важно, чтобы об этом знали за рубежом. Кроме того, Украина всегда была невероятно богата талантами. У нас есть чем гордиться в прошлом, и я уверен, будет чем гордиться в будущем. Именно поэтому мы привезли в Берлин группу молодых кинематографистов, победителей Национального конкурса, чтобы они зарядились энергией международного кинофестиваля и приехали в Украину полными энтузиазма воплотить свои идеи на экране!», - отметил Игорь Янковский.
Директор Национального Центра Александра Довженко Иван Козленко остановился на художественных особенностях авангардного фильма. «Одиннадцатый» - первый эксперимент Вертова на пути реализации его программы изобретения отделенного от языка театра и литературы специфического языка кино, в которой камера непосредственно фиксирует сырую материю жизни; программы, которая полностью была реализована Вертовым в его следующих украинских фильмах.
Кинолента «Одиннадцатый» была отреставрирована на базе Национального центра Александра Довженко в конце 2012 года. Показу фильма в Берлине предшествовала демонстрация анимационного рекламного ролика фильма, созданного в 1928 году вероятно аниматором Евгением Макаровым при участии самого Дзиги Вертова. Этот уникальный трейлер 1920-х годов был случайно найден в Нидерландах лишь в начале 1990-х годов и в середине 2000-х годов передан в Украину.
После этого зрители с замиранием сердца посмотрели необычно динамичный и яркий киноперфоманс. Изысканности вечеру придала живая музыка в исполнении автора — известного композитора Антона Байбакова. Он и пианистка София Турта специально прилетели в Берлин на один день, чтобы сыграть вживую на кинопоказе. Музыкальное сопровождение к фильму Антон Байбаков создал по заказу Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA в рамках серийного проекта музыкальных киноперформансов «Круг Дзиги». Окончание показа ознаменовалось длительными аплодисментами.