Торговая площадка Kupi.tut.by при поддержке компании электронных платежей Assist представила отчет о второй волне крупнейшего исследования рынка электронной торговли Белоруссии, проведенного компанией Data Insight. Цель проведенного анализа — определение границ и размеров электронной коммерции в Белоруссии и получение детальной информации о её рынке. В онлайн-опросе приняли участие 4000 белорусских интернет-пользователей.
«Дистанционные платежи медленно, но верно вытесняют «наличку», а нужную вещь можно найти не только в Беларуси, но в любой точке мира. Это не минутные изменения, а новая реальность. И магазины должны к ней приспосабливаться, предоставляя новые форматы и условия для покупателей», — комментирует Евгения Чернявская — руководитель торговой площадки Kupi.tut.by.
Согласно материалам исследования, более 60% населения Беларуси пользуется интернетом. Всего около 1 миллиона человек совершали покупки в Байнете хотя бы раз за последний год. Средневзвешенная оценка общего объема рынка за 2014 год составляет $450 миллионов. Общее количество интернет-заказов, сделанных в Беларуси в 2014 году, составило 5,3 миллиона.
На основании сравнения первой (март 2014 г.) и второй (сентябрь 2014 г.) волн исследования аналитики прогнозируют изменение совокупного количества покупателей в течение 2014 года не менее чем на 12% (именно столько пользователей совершили свою первую покупку за полгода, которые прошли с момента первого опроса). Средние траты при этом незначительно сократились: число покупателей растет быстрее объема рынка.
Отчет об исследовании сообщает, что наиболее активно пользователи Байнета покупают портативную электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие и мобильные телефоны. На втором месте находятся товары сегмента fashion, а третье место занимают билеты на транспорт. При этом средний чек покупок в интернете в середине 2014 года составил $100. Больше половины (54%) всех интернет-покупок в Белоруссии находится в диапазоне от $25 до $250.
«Подавляющее большинство заказов оплачивается при доставке (COD, Cash-on-Delivery): на эту категорию приходится 56% заказов, оплаченных наличными, а также 4% банковской картой в момент получения. В эти 60% входят как доставка, так и самовывозы из пунктов выдачи заказов. Относительно высокая доля предоплаченных заказов (38%) — при помощи банковской карты на сайте, электронных денег или банковского перевода — обусловлена существенной долей трансграничных продаж, для которых COD как метод оплаты недоступен» — сообщает исследование. При этом всего 26% интернет-покупателей в Белоруссии имеют хотя бы однократный опыт оплаты при помощи банковской карты через интернет. Еще 16% имеют опыт оплаты при помощи одной из систем электронных денег.
«Белорусский рынок электронной коммерции показал уверенный рост в 2014 году и имеет хорошие шансы для укрепления этой тенденции в будущем. Для ускорения этого процесса бизнесу следует обратить внимание на улучшение качества обслуживания в интернет-магазинах, ведь хороший сервис во многом способствует увеличению популярности этого канала торговли. Также для покупателей и магазинов остается актуальным вопрос совершенствования схем доставки. Принимая во внимание эти факторы, многие интернет-магазины могут добиться еще большего успеха в Байнете», — говорит Вячеслав Сенин, директор Assist Belarus.
Согласно исследованию, большинство пользователей считают, что интернет — это в первую очередь низкие цены (63%) и отсутствие необходимости куда-то идти (60%). Несмотря на то, что респонденты могли отметить неограниченное количество суждений в этом вопросе, негативных ответов очень немного, менее 10%. Основной из них — это неуверенность в качестве работы магазина.
Основным стопором электронной торговли в стране, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, является слабое предложение: небольшое количество магазинов со слабым ассортиментом и низким уровнем сервиса на всех этапах — от обработки заказа до доставки. По мере роста качества и количества магазинов будет прослеживаться тенденция к постоянному и планомерному росту интернет-торговли в Белоруссии.