Успешная разработка компании «Белаз» — самый большой самосвал в мире с поворотными мостами и кузовными компонентами из высокопрочной стали — вывела ее в финал премии Swedish Steel Prize 2014.
Вручение премии Swedish Steel Prize за самый инновационный дизайн с использованием высокопрочной стали ежегодно проводится компанией SSAB — ведущим мировым производителем высокопрочной и износостойкой стали. Белорусская компания «Белаз» стала одним из четырех финалистов премии этого года, церемония вручения которой состоится 20 ноября в Стокгольме, Швеция.
«Для нас большая честь стать финалистами премии Swedish Steel Prize», — говорит Леоднид Трухнов, первый заместитель генерального конструктора — главный конструктор по карьерной технике компании «Белаз». «Мы поставили перед собой амбициозную задачу — сделать самый большой в мире самосвал с максимальной грузоподъемностью и наименьшим расходом топлива».
Самосвал «Белаз 75710» обладает грузоподъемностью 450 тонн и на 25% большей производительностью по сравнению со второй крупнейшей моделью самосвала компании и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду. Он может работать при температуре до -60 градусов по Цельсию и на высоте около 5000 м над уровнем моря.
Для достижения такой большой грузоподъемности была необходима разработка принципиально новой высокопрочной конструкции поворотного суппорта — элемента подвески самосвала, расположенного между мостом и рамой, соединяющего их с помощью опорно-поворотного подшипника.
«В процессе обсуждения перемещаемой подвески мы осознали, что высокопрочная сталь оказалась лучшим материалом», — говорит Владимир Загорский, начальник конструкторского бюро подвесок УГК НТЦ компании «Белаз». «Мосты с двухскатной ошиновкой и колесной формулой 4х4 потребовали новой конструкции подвески».
Мотивация жюри
Мотивация жюри для выбора компании «Белаз» в качестве финалиста Swedish Steel Prize 2014:
«Сочетание высокопрочной стали и уникальной конструкции позволили Белазу создать крупнейший в мире самосвал с великолепной эффективностью и низким расходом топлива. В подвеске моста используется конструкционная высокопрочная сталь Weldox для уменьшения толщины и сохранения поддержки сверхвысоких нагрузок на ось. Одинаковое распределение нагрузки на передние и задние колеса в сочетании с низким центром тяжести позволили увеличить устойчивость и безопасность. Кроме того, использование износостойкой стали Hardox в конструкции кузова позволило обеспечить дополнительную защиту от износа».
Целью премии Swedish Steel Prize, первое вручение которой состоялось в 1999 году, является мотивация и распространение знаний по созданию более легкой, безопасной и экологичной продукции из высокопрочной стали.
Лауреат премии Swedish Steel Prize получит вознаграждение в сумме 100 000 шведских крон и статуэтку скульптора Йорга Джеске. Церемония награждения входит в программу трехдневного мероприятия, на котором соберутся более 600 специалистов сталелитейной отрасли и промышленного производства со всего мира для участия в семинарах и посещения заводов компании SSAB.
SSAB — сталелитейная компания с головными офисами в Северной Европе и США. SSAB поставляет на рынок продукцию с высокой добавленной стоимостью и услуги, разработанные в тесном сотрудничестве с потребителями, и стремится сделать мир более прочным, легким и устойчивым. Компания SSAB располагает штатом сотрудников в более чем 50 странах. Производственные объекты компании находятся в Швеции, Финляндии и США. Акции компании SSAB котируются на фондовой бирже NASDAQ OMX Nordic Exchange в Стокгольме и на фондовой бирже NASDAQ OMX в Хельсинки.