В сентябре 2014 года Белорусский портал о дизайне интерьера deZign.by провел анализ рынка дизайнерских услуг в Беларуси.
По данным исследования можно констатировать, что услуги белорусских дизайнеров становятся доступнее.
По словам руководителя портала deZign.by Евгения Червы, «услуги белорусских дизайнеров итак стояли меньше, чем в той же Литве или Польше. А по сравнению с Россией и подавно.
Вместе с тем, весь процесс инфляции дизайнерских услуг можно разделить на два разных подхода».
Те, кто и в периоды благополучия стоят достаточно дешево, сейчас прибегают к банальному демпингу.
Дизайнеры же с репутацией и большим опытом действуют иначе. Они пытаются оптимизировать свои услуги, разрабатывают новые продукты.
«В нашем бюро мы выпустили целую линейку новых продуктов», – комментирует арт-директор бюро интерьера Parason interiors, известный в Беларуси дизайнер Анжелика Мороз.
«Они позволяют существенно сократить стоимость дизайн-проекта, вплоть до 55%. Конечно, здесь стоит сделать оговорку. Более дешевый проект подразумевает меньшее количество чертежей, отсутствие 3D-визуализации и т. д.
Вместе с тем, качество самого дизайна остается на неизменно высоком уровне. Другими словами, изменяется подача стилевой части, где-то что-то упрощается. Для себя мы называем данную услугу “Оптимум”. В ее названии отражается сама сущность предложения – оптимальное соотношение цены и качества».
Евгений Черва отмечает, что здесь не стоит говорить о прямом снижении цен дизайнерами, так как настоящие профессионалы всегда востребованы. Здесь стоит говорить о том, что белорусские дизайнеры подстраиваются под реалии отечественного рынка и стараются предложить что-то новое.
По данным портала deZign.by в Беларуси насчитывается не менее 100 студий дизайна, несколько тысяч дизайнеров-одиночек и архитекторов.
Среднее ценовое предложение на полный дизайн-проект варьируется в пределах 35-50$ за квадратный метр помещения.
А вот нижний предел упал до 5-10$. Причем данные изменения в ценовой политике дизайнеров начали отчетливо проявляться где-то с июня этого года.
«На сегодняшний момент можно говорить о том, что рынок дизайнерских услуг в Беларуси развит. По крайней мере, в численном эквиваленте точно. Комичность ситуации заключается в том, что не более 5% практикующих дизайнеров способны создавать более или менее качественный продукт», – делится мнением Евгений Черва.
Его слова подтверждает и Анжелика Мороз, арт-директор бюро PARASON interiors: «Вопрос профессиональной компетенции стоит очень остро. Наше дизайнерское сообщество варится в собственном соку.
Например, дизайнеры из моего бюро постоянно проходят зарубежные стажировки, мы покупаем вебинары известных дизайнеров. Мы видим, что происходит за пределами нашей страны.
К нам часто приходят клиенты и говорят “О, а мы и не представляли, что так может быть!”. И это естественно, ведь в большинстве работ белорусских дизайн-студий пляшут волны из ГКЛ, многоуровневые потолки и стены отделаны клинкерной плиткой».
Таким образом, можно констатировать, что на рынке дизайнерских услуг в Беларуси происходит снижение нижнего ценового сегмента услуг, что делает его доступнее для среднего класса. Эта доступность достигается за счет двух разных подходов: демпинга и разработки новых услуг или продуктов.
Отличительной чертой демпинга является низкая цена и большой набор оказываемых услуг. Данная схема работы приводит к необходимости одновременно вести большое количество проектов, что неизменно сказывается на качестве.
Второй вариант подразумевает концентрацию только на значимых составляющих элементах дизайн-проекта. Дизайнер делает меньше проектной документации, но и цена становится, соответственно, меньше. Качество разработки при этом не страдает.