Аграрии готовы работать по новым правилам, но не всегда понимают как.
С 1 мая 2014 года на территории Таможенного союза, объединяющего Россию, Белоруссию и Казахстан, вступит в силу новый технический регламент по мясной и молочной продукции. Условия, прописанные в документе, неизмеримо жестче существующих на сегодняшний день на территории РФ. По крайней мере, так считает большее число ветеринарных врачей и специалистов, собравшихся на IV Международный ветеринарный конгресс в Казани.
Планка, поднятая для стандартов животноводческой и пищевой продукции на территории трех стран, по-видимому, еще слишком высока и для отечественных предприятий, и для государственных служб. Основной вопрос по-прежнему один ‒ каким образом гармонизировать новые стандарты и старую российскую действительность.
В соответствии с положениями технических регламентов, с момента их принятия соответствующие положения национального законодательства утрачивают силу. Вполне логично предположить, что страны-участницы, дабы избежать противоречий, должны привести свое законодательство в соответствие с нормами наднационального. Если этого не произойдет, пострадают представители бизнеса, опасаются предприниматели.
Не меньше озабочены надзорные и контролирующие органы. Но, как считают в Россельхознадзоре, если система внесения изменений в национальное законодательство запаздывает, значит, должно продолжать действовать действующее законодательство.
«Мы будем руководствоваться этим принципом в переходном периоде. Не нужно загонять себя в угол», ‒ делится мнением Владимир Шевкопляс, начальник Управления внутреннего надзора Россельхознадзора
Впрочем, как надеются участники, вскоре все вопросы будут сняты официальным разъяснением.
Ни молоко, ни мясо
Представители регионов озабочены, как быть с продукцией лейкозных хозяйств. По некоторым данным, в России до 45% поголовья животных имеет данное заболевание. Вступление в силу нового технического регламента фактически будет означать остановку отрасли.
Сегодня поставка такой продукции возможна, но лишь от животных ‒ носителей вируса с не пораженной гематологией.
Аналогичное положение вещей сохранится и впредь. Сырье из неблагополучных по лейкозу хозяйств можно будет продолжать поставлять на промышленную переработку. В рамках переходных периодов, предусмотренных по техническому регламенту, нормы, которые существуют сегодня по отправке на промышленную переработку продукции из лейкозных хозяйств, будут продолжать действовать, точно так же как и возможность убоя и переработки нездоровых животных. «Правила ветеринарно-санитарной экспертизы у нас сегодня действуют национальные, они не регулируются наднациональным законодательством», ‒ уверяет Владимир Субботин, заместитель директора департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии
Кроме того, по заверениям представителей ЕЭК, документ, регламентирующий действия в отношении такой продукции, сейчас находится на внутригосударственном согласовании. Из него уже удалены не только лейкоз, но и вообще все заболевания.
Не меньший ажиотаж вызвал и мясной вопрос. По идее, мясо, выпущенное в оборот непромышленной выработки, должно соответствовать регламенту Таможенного союза по безопасности пищевой продукции. В соответствии с ним все животные должны быть забиты в специализированных условиях, но сегодня требований к таким местам нет и национальным стандартом это не определено.
«Фактически это означает промышленный убой, а значит, мы опять возвращаемся к вопросу, как быть крестьянину?» ‒ сокрушается Алексей Коцун, главный государственный ветеринарный инспектор г. Новосибирска.
Не меньше вопросов и у ветеринарных специалистов: каким образом выписывать сопроводительные документы, какие требования выдвигать к подворному убою помимо ветсанэкспертизы?
На сегодняшний день выпуск продукции с частного подворья в обязательном порядке должен производиться в специально отведенных местах, но никакими нормативно-правовыми актами Таможенного союза требования к этим местам не прописаны.
Существует только один норматив ‒ санитарное правило для предприятий мясной промышленности.
Участники отрасли отчасти сами виноваты в сложившейся ситуации, замечают участники конференции, они спокойно ждали введения технических регламентов, совершенно заботясь об изменениях.
Если ввести новые нормы сегодня, 90% существующей базы по убою не будет соответствовать санитарным правилам.
«Мы заблокируем всю систему тех примитивных условий, которые создали за последние 10 лет, уходя от подворного убоя», ‒ отмечает Владимир Шевкопляс, начальник Управления внутреннего надзора Россельхознадзора
На первоначальном этапе все объекты, включенные в реестр поднадзорных объектов, куда входят и боенские предприятия, будут продолжать работать в соответствии с предыдущими нормами. Конечно, если только это не совсем уж примитивный уровень.
Из ситуации вполне можно выйти, если предложить, чтобы разъяснения данных норм были сделаны национальным законодательством, считает Олег Арнаутов, директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК:
«Если мы договоримся в рамках Евразийской экономической комиссии с нашими коллегами, мы можем зафиксировать это на уровне ветеринарно-санитарных требований либо в техническом регламенте».
Столь же много вопросов вызывает и само определение непромышленной продукции.
Сегодняшний регламент на продукцию непромышленного изготовления, а также процессы производства, хранения, перевозку и утилизацию продуктов убоя и мясной продукции, предназначенной для выпуска в обращение на территории Таможенного союза, не распространяется.
«Правильно ли я понимаю, что продукция непромышленного изготовления ‒ это продукты убоя, полученные в хозяйствах граждан, которые занимаются животноводством? Она может реализовываться на рынках, причем при этом применяется ветсанэкспертиза для подтверждения соответствия техническому регламенту, но на процессы производства технический регламент не распространяется. Почему же мы опять и опять возвращаемся к тому, что убой животных, в том числе из личных подсобных хозяйств, должен происходить только на специализированных бойнях?» ‒ недоумевает Марина Ништа, главный госветинспектор Камчатского края.
Тут требуется читать два технических регламента, поясняет Олег Арнаутов, так как
в настоящее время технический регламент о безопасности мясной продукции не устанавливает требования к процессам производства. Они установлены в регламенте о безопасности пищевой продукции и требованих к процессам, где прописано, что и выпуск в обращение, и убой должны происходить в специализированных местах. Оба технических регламента, о безопасности и мясной, между собой увязаны. Определений, что такое «специально отведенные места» и требования к ним, Таможенным союзом пока что не выпущены, однако конкретные разъяснения вскоре появятся.
В принципе, вскоре к таким местам могут быть причислены передвижные бойни, отмечает Светлана Дресвянникова, директор Департамента ветеринарии МСХ РФ.
Документ, регламентирующий «ветеринарно-санитарные правила по убою животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности», уже существует и на сегодняшний день находится на регистрации в Минюсте. Он вполне может обеспечить соответствующие действия как со стороны людей, которые используют этот документ, так и стороны контрольных органов, которые будут следить за использованием данного документа, так что даже некоторое противодействие к его принятию, как уверяет Светлана Дресвянникова, не остановит их.
«Даже если будет отказ, мы будем лоббировать через комиссию штаба по борьбе с АЧС. В обороте находится огромное количество продукции. Мы на 35% закрываем свое потребление мяса в стране через оборот свинины. Оставить оборот свинины в том примитивном состоянии, в котором он существует сегодня, значит подвергать отрасль огромной опасности африканской чумы», ‒ замечает Владимир Шевкопляс.
Решаем на ходу
Как замечают члены президиума, даже в случае появления противоречий между российским техрегламентом и регламентом Таможенного союза пути выхода остаются. Во-первых, можно скорректировать сроки вступления нового регламента. Но хватит ли на это времени? Для того чтобы запустить процедуру, необходимо, чтобы вопрос был поднят перед Евразийской экономической комиссией. Процедура, прямо сказать, не быстрая. Другой вариант ‒ по существующим противоречиям могут быть выпущены соответствующие разъяснения и механизм действий.
Во всяком случае, как показывает практика отечественного животноводства, участникам отрасли уже не привыкать к решению вопросов, что называется, «на ходу». Гораздо более актуально другое: с какими потерями войдут российские аграрии в условия, созданные новым техническим регламентом.