Наличие объектов коммерческой инфраструктуры – один из самых важных факторов для успешности любого жилого проекта. Особенно это актуально для новостроек Новой Москвы, которые, по сути, возводятся в чистом поле, где нет никаких магазинов, аптек, отделений банков и пр. Но в большинстве случаев застройщику достаточно нелегко продумать этот вопрос. С какими трудностями сталкиваются девелоперы при строительстве инфраструктуры и как они их решают, рассказывает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».
Когда речь идет о реализации масштабного жилого проекта, все строительство обычно ведется в несколько очередей. Ни один девелопер не будет возводить сразу весь микрорайон и заселять его 20-30 тысячами жителей. А для крупных ритейлеров, банков и прочих организаций очень важен трафик, то есть поток клиентов. И даже если застройщик во время строительства первой очереди проекта возведет объект, полностью подходящий, например, под требования торговых сетей, о которых всем девелоперам, в принципе, давно известно, то ритейлеры его не запустят. Трафика покупателей, состоящего из жителей первых домов, для них будет недостаточно. Эти жильцы не обеспечат ритейлеру необходимый товарооборот. Получается, что пока застройщик не построит достаточное количество домов и не заселит их, операторы крупных торговых сетей в этот микрорайон не придут.
Однако из данной ситуации есть выход. Все первые этажи новостроек в Москве – нежилые. Застройщик обычно продает или сдает их (второе реже) блоками по 70-100 кв. м. В большинстве случаев девелоперу достаточно обратиться в администрацию, которой известно обо всех местных предпринимателях, планирующих купить или снять подобное помещение для развития собственного бизнеса. Именно они как раз и обеспечивают жителей первых очередей небольшой, но разнообразной инфраструктурой. Именно так произошло, например, в «Новых Ватутинках» – в микрорайоне Центральный, где сейчас построена и заселена I очередь, все первые этажи домов «колонизировали» различные предприниматели и открыли там магазины, аптеки, парикмахерские.
На следующем этапе девелопер уже планирует строительство отдельно стоящего торгово-административного объекта, подходящего под требования ритейлеров по площади, инженерной начинке, планировке (шаг колонн, высота потолков) и т.д. «Заманивать» операторов торговых сетей, в принципе, не нужно – они, как правило, на этом этапе приходят к застройщику сами. Проблемы испытывают только проекты, сильно растянутые во времени. Например, если девелопер обещал построить шесть домов за определенное количество времени, а возвел только два из них.
Сами ритейлеры выбирают разные варианты сотрудничества. Одни договариваются с девелопером о строительстве объекта «под себя», другие выкупают земельный участок и возводят его самостоятельно. Кроме того, застройщик может построить более или менее универсальный торговый комплекс (требования у многих ритейлеров схожи), а потом устроить мини-тендер среди операторов.
«Конечно, некоторые девелоперы до сих пор возводят всю инфраструктуру только в самую последнюю очередь, – Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». – Во-первых, всегда есть соблазн строить в первую очередь то, что продается, а не нагружает дополнительными расходами. А во-вторых, не все понимают, что своевременное строительство коммерческой инфраструктуры действительно позволяет продавать жилье быстрее и дороже. Возведение подобных объектов необходимо грамотно «вплетать» в проект – возводить очередь, обеспечивать ее необходимой инфраструктурой, рассчитанной на данное количество жителей, и строить дальше. Иначе застройщик может столкнуться с крайне низким спросом или же полным его отсутствием со стороны покупателей».