Глава министерства здравоохранения Вероника Скворцова предложила запретить рекламу лекарств. Минздрав рассчитывает через запрет рекламы отучить население от самолечения, которое в России действительно принимает угрожающие масштабы.
Сегодня наблюдается повышение общего уровня осведомленности населения, медицинские передачи на телевидении, статьи в интернете дают огромный объем информации о болезнях и способах их лечения, что способствует формированию у человека ошибочного мнения о том, что любую болезнь можно вылечить в домашних условиях. По данным ВОЗ, 68% россиян в большинстве случаев предпочитают лечиться самостоятельно и все чаще приобретают безрецептурные препараты и БАДы без консультации с врачом. При этом, как известно, осложнения от чрезмерной или неправильной лекарственной терапии, безответственного самолечения занимают заметное место в структуре смертности.
Эксперт рынка, директор по медицине Национальной Дистрибьюторской компании Анатолий Новиков отмечает, что правительственная инициатива по полному запрету рекламы лекарств выглядит неоднозначно. «В России давно запрещена реклама рецептурных препаратов, именно потому, что их должен назначать медицинский работник. А безрецептурные препараты – это, прежде всего, безопасные и возможные для самостоятельного лечения лекарства. Например, обычный безрецептурный аспирин не является ядом. Однако, отравиться им реально, для этого нужно только несколько превысить стандартную дозировку. Но ни один человек в здравом уме так не сделает. Это говорит о том, что люди читают инструкции к лекарствам и принимают решение о самолечении в целом ответственно». По мнению эксперта, проблема бесконтрольного потребления населением лекарств в нашей стране есть, однако бороться с ней необходимо иными способами, а не полным запретом рекламы лекарств. «Более актуальной инициативой мог бы стать запрет или введение жесткого контроля за продажами лекарств через интернет, где более половины продукции является поддельной или контрафактной. А также более жесткий контроль за неконтролируемой продажей рецептурных лекарств», - отмечает специалист.
Инициатива Минздрава уже вызвала многочисленные дискуссии в фарминдустрии. Ряд экспертов выступили с критикой этого предложения, отметив, что если запрет вступит в силу, производители найдут новые способы рекламы, а это может увеличить стоимость лекарств на 20-25%. Против высказалось и антимонопольное ведомство: замглавы ФАС РФ Андрей Кашеваров считает, что «потребитель должен получать хотя бы минимальный объем информации о любом товаре, который находится в свободном обороте, и информация эта должна быть не только на этикетках или в местах продаж».
Не так давно похожая инициатива частично была реализована в Украине, где законодательно ограничили рекламу ряда безрецептурных препаратов. С конца 2012 года там был введен запрет на рекламу более 300 наименований лекарств, преимущественно обезболивающих и от простуды. Анатолий Новиков считает, что брать пример с соседнего государства не стоит, «важно более строго подходить к выдаче разрешения на безрецептурный отпуск и тогда не придется часть препаратов запрещать к рекламе, а часть разрешать».
Речь идет об огромных рекламных бюджетах. Производители лекарств и БАДов занимают в России четвертое место по объему рекламы (11% от объема рынка по итогам 2012 года). Напомним, что также с начала года запрещена реклама алкоголя в печатных СМИ, в середине лета планируется принятие закона, запрещающего рекламу табачных изделий в прессе и интернете.
Изменения коснутся и рынка т.н. «биологически активных добавок». В ближайшее время поправки к закону «О рекламе» обяжут обязательно указывать, что БАД не является лекарственным препаратом, при этом ответственность за нарушение нормы будет распространяться и на рекламодателей, и на распространителей информации. Анатолий Новиков поясняет: «C тезисами, которые изложила министр по поводу биоактивных добавок, трудно не согласиться. Действительно, в этой сфере проблемы начинаются с неправильно изложенного термина, что ведет за собой и отсутствие полноценной проверки препаратов, и значительно более простую регистрацию, и многочисленные нарушения при рекламе, когда намеренно формируется впечатление о том, что такая продукция является лечебной». Неудивительно, что по данным ФАС, реклама биодобавок, медицинских услуг и лекарств в 2012 году заняла второе место после рекламы финансовых услуг по количеству нарушений законодательства о рекламе.