Разочарование, обида, гнев, порой - слезы… К сожалению, хоть раз в жизни, но фразу «В выплате отказано» слышать приходилось каждому из нас.
Кто-то пережил это сам, кто-то сочувствовал знакомым, оказавшимся в такой ситуации. Естественная реакция обиженного человека: «Все вы мошенники, все равно ничего не заплатите, вам бы только деньги содрать».
Давайте попытаемся разобраться, почему же все-таки страховщики принимают такие неприятные для страхователей решения.
Существуют две принципиально разные ситуации, когда страховая не платит.
1. Компания хочет платить и обещает сделать это изо дня на день, но выплачивать как-то не торопится. Ситуация не очень приятная, но обнадеживающая: ваше событие признано страховым, но что-то держит страховщика «за руки». Обычно это бывает в тех случаях, когда у страховщика, попросту говоря, нет денег. У некоторых компаний и сегодня осталось кризисное наследие – очереди на выплату. К сожалению, иногда такая ситуация может выглядеть даже угрожающе, но здесь хоть понятно - есть доброе желание страховщика заплатить, и если страховой акт составлен и вы с ним ознакомились, то шанс дождаться своей очереди достаточно высок. Как говориться: «Лучше позже, чем никогда».
2. Другая ситуация – вам отказывают явно и категорично с обоснованием причин: страховая компания не считает этот случай страховым, или указывает вам на неправильно оформленные документы, или аргументирует тем, что условия договора не были соблюдены (вы воспользовались услугами не той клиники или оплатили не согласованные со страховщиком расходы). В такой ситуации необходимо внимательно прочесть разделы договора страхования, которые касаются исключений из страхового покрытия и причин, по которым в выплате может быть отказано.
Искушенный и неторопливый клиент именно с этих разделов и начинает читать договор страхования при его заключении – предупрежден, значит, вооружен. Чаще всего скрупулезно и внимательно вычитывают договоры страхования транспорта.
Полисы выезжающих за рубеж берут «в нагрузку», как морскую капусту в советские времена, а когда случается беда, читать его уже некогда – надо принимать срочные меры по оказанию медицинской помощи пострадавшему.
Если свой страховой полис вы покупали в спешке, достаньте его и прочтите, сев в самолет или поезд. Спокойно прочтите, за что, собственно, вы заплатили деньги страховой компании: указаны ли там телефоны «горячих линий», на какие услуги вы вправе рассчитывать, находясь за границей, что нужно делать, если случилась беда, и в каких случаях на выплату рассчитывать нельзя.
Помните: любой страховой случай требует соблюдения определенного алгоритма действий. Если его обобщить, получится вот такая схема:
1. Позвонить страховщику (ассистирующей компании) и сообщить о том, что с вами произошло. Страховщики указывают номера своих кол-центров на полисах или памятках. Ваши звонки и разговоры записываются, а такие обращения уже считаются устным заявлением о страховом случае.
2. Внимательно (!!!) выслушать ответ страховщика и следовать его рекомендациям.
3. Обязательно взять документы, которые подтвердят, что беда случилась именно с вами (справка ГАИ, медицинская справка, справка из жэка и т.д.) в такое-то время в таком-то месте и повлекла за собой такие-то последствия. Никакой несчастный случай сам по себе не генерирует никаких документов. Он наступает и проходит, оставляя убытки и разрушения. Сделайте хотя бы фотографию своим мобильным телефоном того, что произошло
4. Если вы платите за что-то самостоятельно, обязательно сохраняйте финансовые документы (чеки, квитанции, накладные и пр.)
5. В течение указанного в договоре срока обратитесь к страховщику, письменно уведомите его о страховом случае и предоставьте все имеющиеся у вас документы.
6. Если вы сомневаетесь, что делаете все правильно, лучше еще раз позвоните своему страховщику – пусть он развеет ваши сомнения.