Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Внешняя политика России: каковы приоритеты нового президента?» Ее участники отмечают, что Россия продолжит курс на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, однако разделяют ее стремления лишь Казахстан и Белоруссия. С другими странами СНГ у России возможны лишь временные прагматичные союзы.
В период президентства Владимира Путина российская внешняя политика будет более ориентирована на укрепление интеграции на постсоветском пространстве, утверждают участники организованной «ФИНАМом» конференции «Такие задачи ставятся, президент это активно подчеркивал и во время избирательной кампании, и сейчас. Однако даже если в России постсоветскому направлению и будет уделяться более серьезное внимание, чем раньше, многое зависит от поведения постсоветских элит, от их готовности поддержать курс на сближение. Все-таки за 20 лет многие избрали курс на многовекторность (или часто игру на противоречиях), и отказываться от него пока не планируют», - прогнозирует эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко.
В настоящий момент из числа всех государств-членов СНГ желание углублять сотрудничество с Россией имеют только Казахстан и Белоруссия. «Пока достаточно прагматичное желание интегрироваться демонстрирует только Казахстан, который часто держит инициативу в развитии ЕЭП, демонстрирует амбиции и не боится оказаться “под каблуком” России (потому что не окажется). Белоруссия, второй участник ЕЭП, по сути, не имеет выбора: на Европу “последнему диктатору” ориентироваться сложно (разве что в рамках вечного заигрывания с Брюсселем, когда отношения с Москвой заметно портятся). Остальные постсоветские страны с точки зрения экономической интеграции оказываются весьма проблемными. Либо Россия в них не особенно заинтересована, либо они сами не хотят», - говорит руководитель аналитического департамента Центра Политических технологий Татьяна Становая.
Нельзя однозначно утверждать, что остальные партнеры России на постсоветском пространстве (помимо готовых к тесной интеграции Белоруссии и Казахстана) не имеют прямого интереса к кооперации с ней, утверждает директор ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Даже прозападный, в целом, Азербайджан в принципе готов рассматривать российские предложения в той части, в которой они могут заинтересовать официальный Баку. Здесь многое зависит от самой российской элиты, насколько она проявит готовность предложить более гибкий и более взаимовыгодный вариант интеграции».
Преподаватель Петрозаводского государственного университета Олег Реут считает, что желания интегрироваться с Россией у ее ближайших соседей нет, но «нелюбовь дополняется прагматизмом». «У интеграционного проекта с Россией нет ни фундамента чётко артикулируемого ценностного подхода, ни системы заявляемого целеполагания, ни истории успеха», - говорит эксперт.
С коллегой согласна руководитель отделения международных отношений ИАИ РГГУ Ольга Павленко, отмечающая, что «в отношениях со странами СНГ Россия использует прагматичные мотивационные подходы, но отсутствует ценностная подоплека постсоветского взаимодействия, гуманитарная составляющая – ситуационна и весьма противоречива в каждом конкретном случае». По мнению эксперта, в случае, если ЕЭП, запущенное тремя государствами, будет давать эффективные результаты, то возможны различные промежуточные модели интеграции с Россией, помимо уже сделавших выбор Казахстана и Белоруссии.