В контексте вступления Российской Федерации в ВТО вопрос гармонизации национальных норм технического регулирования в области строительства с европейскими нормативами приобретает особую значимость. Это одно из основных условий успешной интеграции, обеспечивающее возможность выхода на глобальный рынок. Кроме того, обращение к опыту европейских стран позволит интенсифицировать внедрение инновационных технологий на российской почве.
Национальные объединения саморегулируемых организации в области инженерных изысканий, проектирования и строительства во взаимодействии с Министерством регионального развития РФ последовательно реализуют комплексную программу по нормативному обеспечению реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании» (ФЗ № 384), который предусматривает практически полное обновление нормативной базы строительной отрасли.
Данная программа включает в себя три основных направления. Первое – это создание перечней нормативов обязательного и добровольного применения. Второе – актуализация СНиП, национальных и межгосударственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций. Третье – гармонизация российских норм с европейскими и международными документами.
За 2010 год актуализировано 22 СНиП. В 2011 году силами национальных объединений организована актуализация 176 национальных и межгосударственных стандартов, 83 СНиПов обязательного применения, 10 межгосударственных строительных норм, более 10 СНиПов добровольного применения. Кроме того, Национальное объединение строителей реализует программу подготовки стандартов для саморегулируемых организаций.
Масштабный проект по гармонизации российских и европейских норм ориентирован на адаптацию опыта западных стран к локальным условиям. База еврокодов, включающая в себя сами принципы проектирования, классификацию материалов, и расчетные методики во многом отличается от системы, используемой в России. Это связано как с отличиями в концепции по формированию требований, так с различиями чисто физического характера – иным климатом и другими геофизическими условиями. Одна из основных задач проекта гармонизации – интеграция западных и российских нормативов на основе глубокого анализа, позволяющего оценить их взаимное соответствие и применимость для нашего строительного комплекса.
Проект предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д.
К сожалению, несмотря на все успехи в области совершенствования технического регулирования, в этой сфере также есть свои трудности.
Существуют проблемы, связанные с противоречиями технического регламента о безопасности зданий и сооружений с другими законодательными актами, такими как Градостроительный кодекс, законы «Об энергосбережении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, о безопасности лифтов и т.п.
Ожидалось, что правовые коллизии можно будет разрешить в ходе подготовки технических регламентов Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. В декабре 2011 года технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» был представлен на внутригосударственное согласование. В ходе обсуждений представители строительной отрасли высказали целый ряд замечаний к документу. В частности, строители отметили, что техрегламент содержит противоречия с ранее принятым и вступившим в силу базовым соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования касательно статуса и возможности применения СНиП, а также не предоставляет четких и прозрачных требований к строительным материалам и изделиям. Для устранения противоречий, по мнению строителей, требуется отразить в документе специфику технического регулирования в строительстве.
Члены российского строительного сообщества, отраслевые эксперты выразили готовность к участию в экспертизе проектов технических регламентов Таможенного союза, к работе в технических комитетах по стандартизации. Строители готовы искать новые механизмы взаимодействия с создаваемыми наднациональными государственными органами власти в совместной деятельности по созданию единой системы техрегулирования стран Таможенного союза.
Благодаря активной деятельности профессионального сообщества, Правительство РФ поддержало идею разработки изменений в базовое соглашение с целью отражения в нем специфики техрегулирования в строительной отрасли. Если данные изменения будут одобрены, потребуется актуализировать большое количество строительных норм и правил и межгосударственных стандартов в области строительства.
«Актуальные задачи технического регулирования не только тесно связаны с вопросами по разработке и внедрению современной нормативной базы, но и оказывают серьезное влияние практически на все сферы деятельности различных организаций строительного комплекса. В нынешней ситуации, когда в достаточно сжатые сроки требуется провести коренную реформу системы технического регулирования, требуется объединение усилий всех заинтересованных участников строительного рынка. Одну из ведущих ролей в этом масштабном проекте могут и должны играть саморегулируемые организации, которые способны выступать в качестве своеобразного аккумулятора компетенций входящих в них организаций. Сейчас, когда между саморегулируемым сообществом и государством налажен достаточно эффективный диалог, именно СРО могут помочь грамотно и разумно провести требуемую реформу, обеспечив соблюдение интересов каждой из сторон», - комментирует ситуацию в области технического регулирования в строительстве генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев.