Украинская власть инициирует диалог с гражданским обществом, которое, в свою очередь, все активнее отстаивает свои права на местном уровне. Усиливая контроль над музеями, власть серьезно вредит имиджу Украины, на улучшение которого тратит немалые бюджетные средства.
Власть инициирует диалог с гражданским обществом
Недавно был издан президентский указ, призванный содействовать развитию гражданского общества в Украине. Эксперты оценивают этот шаг власти как попытку навязать «сверху» диалог с общественными организациями. Вспомогательным органом по этому делу должен выступить Координационный совет по вопросам развития гражданского общества, председателем которого назначена советник Президента М.Ставнийчук. В состав Совета включены 16 украинских общественных организаций.
Начальным этапом реализации намерений власти стала подготовка государственным Национальным институтом стратегических исследований совместно с привлеченными экспертами доклада о состоянии развития украинского гражданского общества. На базе этого доклада планируется создание Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и подготовка ряда законопроектов в сфере развития третьего сектора.(1)
По словам председателя Совета М.Ставнийчук, задача созданного органа состоит в налаживании взаимодействия правительства, научных кругов и экспертов в выработке подходов к осуществлению государственной политики по развитию гражданского общества. В свою очередь, эксперты третьего сектора надеются, что Координационный совет станет реальной платформой для налаживания конструктивного диалога между властью и гражданским обществом в Украине ради проведения реформ, улучшение ситуации с демократией и повышения общего благосостояния населения.
Подтверждением серьезности намерений власти развивать гражданское общество могло бы стать принятие в ближайшее время законопроектов «Об общественных организациях» и «О благотворительности и благотворительных организациях».(2) Таким образом, власть получила возможность не на словах, а на деле доказать, что инициатива налаживания диалога с гражданским обществом не является очередным актом очковтирательства.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Видимость диалога – это то единственное, на что сподобилось действующее правительство в своих попытках наладить контакт с гражданским обществом, однако слова у него почему-то никак не перейдут в дела. Несомненно, налаживание диалога – шаг в правильном направлении. Но о каком диалоге может идти речь при столкновении диаметрально противоположных политических миров и полярных политических культур? Помня «заслуги» нынешней власти в таких сферах, как обеспечение свободных и справедливых выборов, соблюдение гражданских прав и права на свободное собрание, а также в вопросе соблюдения независимости судов и свободы прессы, трудно воспринять очередные декларации о благих намерениях в сфере регулирования деятельности гражданского общества.
Гражданскому обществу не нужен координационный совет. Зато оно остро нуждается в политической среде, в которой люди могут свободно выражать свою гражданскую позицию и строить справедливое общество, где царит верховенство права, а не атмосфера страха и запугивания, где государственный аппарат эффективно работает в интересах всех граждан, независимо от их финансовых возможностей и социального статуса.
Весьма тревожным симптомом является то, что Координационный совет, оказывается, призван определять «взаимодействие научных кругов и экспертов в выработке подходов к осуществлению государственной политики по развитию гражданского общества». С каких это пор гражданское общество нуждается в руководящей роли правительства? Суть работы гражданского общества заключается в том, чтобы регулярно доводить до сведения правительства, как, по мнению общества, необходимо осуществлять управление страной. Уже само определение задач Координационного совета отражает истинные намерения правящего режима, а именно: контролировать деятельность общественных организаций с целью не позволить им «раскачивать лодку».
Общественность Донецка спасла от закрытия украиноязычную школу
Родители и учителя школы № 111 города Донецка сумели отстоять в суде право на дальнейшее обучение своих детей в украиноязычной школе. Это первый из серии аналогичных случаев закрытия украиноязычных школ, когда суд выступил на стороне граждан, а не власти.
15 апреля 2011 года Донецкий городской совет принял решение о ликвидации трех школ, включая и школу № 111. Родители и учителя объединились в борьбе за школу для своих детей, угрожая самосожжением в случае ее закрытия. В ходе ожесточенного противостояния родителей и местных властей одна из учительниц этой школы умерла от инфаркта.
Школу удалось отстоять. Впрочем, родителям еще рано праздновать победу. Представители Донецкого горсовета заявили, что подадут апелляцию на решение суда. Родители в защиту своей позиции заявляют, что, по статистике, наполнение школы № 111 составляет 57%, а это значительно больше, чем в русскоязычных школах, расположенных поблизости.
Процесс закрытия школ сегодня идет во многих регионах Украины. По информации местных активистов, только в Донецке запланировано ликвидировать 26 школ, из них 16 уже закрыты. Когда на защиту школ встают родители и учителя, местные власти под давлением общественности иногда идут на отмену решения о ликвидации, не желая доводить дело до суда. Теперь донецкий прецедент отстаивания прав общины в суде может повторяться и в других регионах Украины.(4)
В этом контексте стоит напомнить, что в январе текущего года Верховная Рада отказалась поддержать проект постановления правительства о введении моратория на закрытие школ с украинским языком обучения. За это постановление проголосовали только 66 депутатов, несмотря на удручающие данные, приведенные автором законопроекта, оппозиционным депутатом А.Парубием, о том, что в Донецкой области работает только 13% школ с украинским языком обучения, в Луганской – 22%, в Крыму – 1,3%, в Севастополе – 0,3%.(5) Таким образом, власть вынуждает граждан отстаивать право на базовое и среднее образование для своих детей всеми доступными способами.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Несмотря на господствующее в обществе убеждение, что судебная система насквозь коррумпирована и доверять ей нельзя, появилась группа людей, объединенных отчаянием, которые бросили вызов системе и победили, чем, по сути, ознаменовали победу народного сопротивления.
Местные власти, похоже, рьяно выполняли план правительства по «консолидации и оптимизации» украинской системы образования. Об этом плане в прошлом году заявил Президент, объявив о закрытии 640 школ. При этом судьба еще 600 школ оказалась под вопросом.