18.06.2008  Беларусь: теневой бизнес выведут на чистую воду

   Правительство готовит теневому сектору экономики бой. Похоже, «решительный и беспощадный». Планируется искоренить факты незаконной деятельности и легализовать доходы в различных сферах бизнеса.
   Разработанный проект системы мер предусматривает, в частности, создать условия для учета услуг, которые оказываются населению, сообщает источник в органах госуправления. Это коснется как физических лиц, так и представителей бизнеса.
   Например, предлагается ввести имущественный налоговый вычет по подоходному налогу — в размере, который граждане затратили на оплату услуг по ремонту жилых помещений, выполненных юридическими или физическими лицами. Также планируется реформировать ставки подоходного налога, перейти от прогрессивной шкалы к пропорциональной ставке, что, по мнению инициаторов, должно снизить заинтересованность граждан скрывать реально полученные доходы.
   Рассматривается вопрос об отмене налога на услуги парикмахерских, чтобы снизить цены на услуги легально работающих салонов.
   Не намерено правительство отказываться и полюбившегося способа борьбы с теневым оборотом товаров — маркировки их контрольными знаками, по части которой Беларуси в мире равных нет.
   Как заявил недавно замминистра по налогам и сборам Василий Каменко, по итогам 2007 года от производителей и импортеров товаров, охваченных маркировкой, налоговые поступления выросли в 2-3 раза.
   Маркировку предлагается распространить на компьютерную технику (системные блоки, ноутбуки) и части, а также запасные части и комплектующие к автомобилям (аккумуляторы, шины). А из перечня видов деятельности, по которым уплачивается единый налог, предлагается исключить розничную торговлю автозапчастями, а также обувью.
   Предполагается также разработать проект указа президента, предусматривающего меры по пресечению выплаты доходов гражданам «в конвертах».
   Размер теневой экономики, по данным Министерства по налогам и сборам, составляет сегодня около 15% от ВВП (правда, по мнению независимых экспертов, эта цифра в несколько раз больше). В результате казна недополучает около 6 триллионов рублей налоговых поступлений.
   Упор на «отбеливание» доходов строительного сектора делается не случайно. Ежегодный теневой оборот строительной отрасли Беларуси оценивается в сумму более полумиллиарда долларов. Строители, нелегально оказывающие услуги по ремонту квартир, — давняя головная боль налоговиков. Впрочем, это не мешает им пользоваться такими услугами для собственных нужд. Ведь это значительно дешевле, чем у строительных фирм.
   Однако граждане с «золотыми руками» не случайно предпочитают работать без регистрации фирмы и не делиться с государством своим доходом. Уж слишком накладно. А введение Госстандартом обязательной сертификации работ в строительстве (на малярные, штукатурные, обойные и иные работы) больнее всего ударило как раз по малому бизнесу, еще больше отпугнув тех, кто собирался работать по-честному.
   «Вся эта система сертификации, документации, приобретения инструмента, обучения кадров, которая необходима для работы в ЧУП, требует десятков миллионов рублей и времени до двух лет», — отмечает представитель «Союза предпринимателей Брестской области» Михаил Петрукович.
   Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены, считает экономист исследовательского центра ИПМ Елена Ракова. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму — создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора.
   Сложные и противоречивые правила ведения бизнеса в Беларуси, по словам эксперта, приводят к тому, что уровень теневой экономики остается достаточно высоким уже долгое время. Так, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром ИПМ, в 2007 году 42,5% респондентов охарактеризовали объем теневого оборота своих предприятий до 25%, в 2000 году таких респондентов насчитывалось 43%.
   Теневой оборот, по мнению руководителей малых и средних предприятий, в большей мере присутствует в строительстве, торговле и общественном питании. Что, по мнению Е.Раковой, вполне логично — в этих сферах очень много различных регулирующих норм, с одной стороны, а с другой — в них проще эти нормы обойти. Например, в таких видах деятельности, как образование, транспорт, связь нормирующих ограничений меньше, и обойти их несколько труднее.
   «Законы и регулирующие нормы, которые затрудняют предпринимательскую деятельность, способствуют росту благосостояния чиновников и приближенных к ним фирм, а не рядовых граждан. Все разговоры об усилении защиты рынка и росте прав потребителей ведутся, как говорится, для бедных», — отметила эксперт.