29.05.2008  Концепция развития-2020 многих факторов не учитывает

   «Концепция долгосрочного развития 2020», разработанная в Минэкономразвития, была оценена экспертами на круглом столе, состоявшемся 29 мая в РАМИ РИА «Новости».
   Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач, представивший концепцию, заявил, что целью авторов было обозначить приоритеты развития страны, переходящей на «социально-ориентированное инновационное развитие». По его словам, концепция согласовывается в различных ведомствах, идет ее «обкатка» с особым акцентом на предстоящие четыре года. Что же касается прогноза до 2030 года, он носит «сценарный характер», т.е. обосновывает стратегические цели и программные мероприятия для их достижения. Эти предварительные цифры будут учтены при формировании очередного трехлетнего бюджета, особенно в части налоговой политики и социального обеспечения.
   «К 1 августа 2008 года судьба концепции будет решена, но главное, конечно, будет состоять в ее реализации, а не в поднятии ее на флаг», - полагает А.Клепач.
   Перед Россией стоят многочисленные вызовы мировой экономики, а также внутренние проблемы, в том числе кадровые и инфраструктурные.
   Частный бизнес, признал А.Клепач, в инновационном секторе РФ практически отсутствует, результативность науки ничтожная. Структура российского экспорта такова, что по годовым объемам в долларовом исчислении не превосходит экспорт одной китайской провинции.
   «В ближайшее время буквально каждая российская семья должна будет мобилизовать все свои силы для перехода к новой экономике, поднятия общей конкурентоспособности. Нам понадобятся усилия каждого, чтобы преодолеть разрыв с развитыми странами», - призвал А.Клепач.
   Несколько более скептично настроенными оказались приглашенные на круглый стол эксперты.
   Заместитель председателя Комитета по бюджету Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вячеслав Новиков заметил, что замысел авторского коллектива достоин уважения, однако попытка во многом сомнительна с точки зрения методик определения показателей, которые оказались почему-то скрытыми от других экспертов.
   «Концепция посвящена сразу и приоритетам развития России, и самому развитию, а между этими понятиями существует определенная разница: ресурсы власти ограничены по всем параметрам, и их не хватит на все обозначенное. К примеру, в области внешней политики нет такой страны в мире, отношения с которой, согласно концепции, не являлись бы для России приоритетными», - подчеркнул В.Новиков.
   «Власть не Господь Бог, всеми проблемами ей заняться не удастся. Концепция не учитывает политические риски, заключающиеся в том, что конкурентный мировой рынок уже сложился, и никто не хочет туда нас пускать», - заключил В.Новиков.
   Директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер попытался защитить концепцию, отметив, что она сделана грамотно и профессионально, то есть цифры, как это бывало раньше, в ней не оторваны от текста, а соединены вместе.
   «Профессионал уже может работать с этим документом. Странно другое: прогноз инерционного развития не объясняет, например, откуда возьмется рост в 6,5%, когда еще ничего нет – не работают ни институты развития, ни госкорпорации, а о падении нефтяных цен уже надоело слушать. Надо понять, почему мы растем быстрее, чем сами себе предсказываем», - полагает В.Ивантер.
   Причин, по его мнению, несколько. Это и заметное в последнее время развитие рыночной экономики по сравнению с плановой, и адаптация экономики к реальной жизни, то есть способность ее не только реагировать на изменения к худшему, но и к лучшему.
   «Если власти не сделают грубых ошибок вроде поднятия тарифов на электроэнергию, в результате чего бизнес откажется увеличивать объемы производства, рост экономики России возможен не только восьми-, но и десяти-, и двенадцатипроцентый», - уверен В.Ивантер.
   Руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок Олег Замулин выступил в защиту концепции, заявив, что недостаток амбициозности в ней верен.
   «Источник экономического роста един – это желание человека жить лучше, то есть побольше есть и поменьше работать. Барьером к осуществлению этой мечты является человеческий капитал. Кадровый голод, испытываемый сейчас российским бизнесом, диктует повышать мобильность населения, гибкость образовательной системы, уровень институционального развития и гарантий бизнесу, возобновляемость транспортной инфраструктуры», - считает О.Замулин.
   По его мнению, концепция слаба в том, что опирается на российскую науку, из которой «многого не выжмешь».
   «На нашей стадии развития лучше имитировать лучшие технологии Запада, особенно управленческие. Это очень хорошо, что ведущие мировые автоконцерны приходят в Россию не только с деньгами, но и с технологиями управления, на которых нам учиться и учиться. Нам следует обеспечить свободный переток людей через границу и максимальный приток иностранных инвестиций», - сделал вывод О.Замулин.
   Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в отношении концепции отметил, что «работа выполнена титаническая, однако представленные цифры вряд ли окажутся ориентирами».
   По мнению В.Иноземцева, концепция уделяет излишнее внимание финансовым показателям, хотя известно, что фондовый рынок достаточно опосредованно ведет себя по отношению к экономическому благополучию страны в целом.
   «Прогноз кажется заниженным: в первые два-три года он еще реалистичен, но чем дальше к перспективе 2020 года, тем больше расходится он с возможными результатами. Мне кажется, многие показатели прогноза будут достигнуты гораздо раньше, кроме инновационных», - сказал В.Иноземцев.
   Показатели увеличения среднего уровня жизни он счел ирреальными вкупе с показателями развития здравоохранения и образования.
   Определенный скепсис выказал и управляющий директор Группы компаний «Тройка-Диалог», главный экономист ИК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков.
   «Хотелось бы поддержать прогноз в консервативной оценке нефтяных цен. Нас всех зачастую подводит линейный взгляд на мир – нам кажется, что если процесс движется в гору, то так и будет длиться в обозримой перспективе. Так происходит с нефтяными ценами с 2003 года, и процесс перешел на потребительский рынок», - отметил Е.Гавриленков.
   Финансовая политика Соединенных Штатов довольно «расслаблена», считает он, она характеризуется высокими процентными ставками, бесконечными дефицитами, не уменьшающимися, как прогнозировалось, от проводимого бюджетного таргетирования, накапливающимися диспропорциями.
   «Опора на базовую инфляцию без учета продовольственных товаров при рассмотрении показателей, экстенсивное накапливание денежной массы имеет результатом взлет цен на активы, потом на жилье и, в конечном итоге, на продовольствие», - продолжил Е.Гавриленков.
   Дальнейшее ослабление доллара сделает, по его мнению, невозможным финансирование американской экономики иностранными инвесторами.
   «Если рост денежной массы затормозится, маловероятен и дальнейший рост цен на сырье, и ситуация станет нестабильной», - добавил Е.Гавриленков.
   Касаясь российских проблем, он отметил, что сравнивать Россию с Китаем вряд ли правомерно. Наше трудоспособное население вот-вот начнет необратимо уменьшаться, и бизнес уже сталкивается с дефицитом рабочей силы. Процесс может пойти с двух сторон: государство поднимет уровень мобильности населения, а бизнес будет двигаться из Москвы и Санкт-Петербурга в неотдаленные регионы.
   «Весь вопрос в том, как будет реагировать на раздражители экономика, когда процентные ставки станут реальными. Концепция планирует инвестиционный рост, но если он станет опережающим перед общим ростом, качество инвестиций резко снизится. В концепции не сказано, кто именно будет финансировать отрицательный рост текущих операций, если он продлится так же долго, как, например, в Казахстане», - заключил Е.Гавриленков.
   По общему мнению экспертов, концепция не может учесть всех привходящих обстоятельств, которые могут возникнуть уже в ближайшей перспективе, тем более, что финансовых и иных кризисов до 2020 года в мире может возникнуть несколько.
   ИА "Альянс Медиа"