23.04.2008 Белорусскому бизнесу пока не до села Несмотря на предоставленные льготы, белорусский бизнес не торопится идти в сельскую местность и агрогородки. Беспокойство по этому поводу на заседании Совмина 22 апреля высказал премьер-министр Сергей Сидорский. В конце прошлого года был принят декрет президента № 9 о развитии бизнеса в сельских населенных пунктах, однако льготами в соответствии с этим документом в первом квартале 2008 года воспользовались только 43 субъекта хозяйствования по всей стране, привел данные глава правительства. Кроме того, по указу президента № 265 предприятия, которые работают в областях, должны были получить льготы на 69 млрд. рублей, однако в текущем году сами области предоставили льготы только на 190 млн. рублей. «Мои посещения предприятий Гомельской области в январе-марте показывают, что исполкомы не озадачены вопросами развития своих регионов. Практически никто не работает со средним и малым бизнесом», — приводит слова С.Сидорского пресс-служба правительства. Невысокими темпами в малых и средних городских поселениях развивается экотуризм, от которого в этом году ожидают значительных поступлений в бюджет. «Необходимо активизировать работу бизнеса в малых и средних городах Беларуси», — распорядился премьер. В том, что бизнес не ринулся работать в село, ничего удивительно нет, считает экс-председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. «Льготы льготами, но сельская местность — это рискованный рынок для бизнеса, — сказал он в интервью «Белорусским новостям». — Этот рынок очень разрежен, там низкая покупательская способность, низкая плотность потребителей. Поднять предпринимательство в сельской местности можно лишь тогда, когда в целом будет решена проблема с развитием бизнеса в стране. Как показывает западный опыт, когда бизнес начинает испытывать конкуренцию в больших городах, он сам идет в деревню и поселки, без дополнительных стимулов». То, что льготы не распространяются на организации и предпринимателей, которые параллельно ведут бизнес в столице и на других территориях, не совсем правильно, считает собеседник «Белорусских новостей». По его мнению, это подстегнуло бы их открывать свои филиалы в сельской местности. Ведь во всем мире частный бизнес, связанный с торговлей, услугами и производством, проникал на село чаще всего таким путем. Развившиеся, имеющие средства городские фирмы открывали там свои подразделения, филиалы или временные пункты, которые со временем становились самостоятельными структурами. На льготах же такие рынки низкой плотности не возьмешь, даже если еще приплачивать, полагает А.Потупа. Кроме того, желающих открыть бизнес на селе было бы больше, если бы за рамки декрета не были выведены наиболее интересные и прибыльные для предпринимателей сферы: торговля, лотерейная, риэлтерская, страховая, туристическая деятельность (кроме агроэкотуризма). «Государство, конечно, заинтересовано, чтобы предприниматели переключались с торговли на производство, — считает А.Потупа. — Но в эту сферу многие не идут неспроста. Построить собственное помещение сложно, а работать на арендованном рискованно: могут не продлить договор. И таких примеров много. Кроме того, для производства требуются квалифицированные специалисты, а их-то как раз в сельской местности дефицит». По мнению эксперта, какого-либо серьезного обоснования, с расчетами, оценками рынков, у правительства нет, считает А.Потупа: «В основном это эмоциональные заявления о том, что надо помочь провинции, что там много рабочих рук и т.д.». Напомним, что декрет № 9, принятый в декабре прошлого года, предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, различные льготы на пять лет. В частности, они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе на таможенную территорию РБ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставный фонд. А предприятия, которые занимаются на территории сельских населенных пунктов строительством и производством стройматериалов, освобождены до 2011 г. от перечислений средств в инновационные фонды отраслевых министерств и концернов. |