15.04.2008  М.Делягин: замена НДС на налог с продаж - рискованная акция

   Противником отмены налога на добавленную стоимость и заменой его налогом с продаж выступил 16 апреля на пресс-конференции, состоявшейся в РИА «Новости», известный российский экономист и политолог Михаил Делягин.
   «Предложение о замене НДС налогом с продаж, родившееся недавно во властных кругах, многие сочли откровенным бредом: налог с продаж, отмененный в 2004 году, весьма неприятен практически для всех, но, похоже, это стало целевой установкой Экспертного управления Администрации Президента РФ», - констатировал М.Делягин.
   Разница между НДС и налогом с продаж заключается в том, что первый взимается на каждом этапе изготовления продукта, а второй – только на этапе его продажи.
   «То есть, налог с продаж имеет валовой характер. Впервые он был введен М.Горбачевым еще в 1989 году», - подчеркнул М.Делягин.
   Сторонники отмены НДС приводят «американский аргумент» – в США НДС не существует, однако в Великобритании он есть, и это никак не тормозит ее научно-технический прогресс, а в этом НДС тоже обвиняют, заметил М.Делягин.
   «Издержки налога с продаж все равно падут на всех участников производства, торговля перераспределит их между ними сразу же. Чем ликвидировать НДС из-за сложностей администрирования, лучше бы покончить с «налоговым терроризмом», в котором президент уже обвинил госорганы. Сегодня они отреагировали на предложение избранного президента Д.Медведева весьма оригинально: налоговые органы предложили «качественно новый механизм оперативных проверок». Это, надо полагать, возобновление той практики, когда люди в масках врываются на фирмы и изымают налоговую документацию», - заключил М.Делягин.
   Проблема, по его мнению, заключается не в НДС, а в практике налоговых органов по отношению к его взиманию. Проблема – в фиктивном экспорте.
   «В Украине возврат НДС вообще превышает сбор НДС, но в России ситуация далека от такого абсурда. Нам надо просто ограничить коррупцию, ведь фиктивный экспорт требует создания фирм-однодневок, сращенных с местными властями и правоохранительными органами», - отметил М.Делягин.
   Чиновникам проще отменить налог вовсе, но это «должно быть сферой их личных проблем, а не проблемой российской экономики», считает он.
   В вопросе об отмене НДС М.Делягин солидарен с министром финансов А.Кудриным, который противится такому решению.
   «Сбор НДС – это 37% налоговых сборов в стране. НДС, таким образом, является «становым хребтом» российской экономики, и растет он быстрее всех других налогов. Кавалерийский наскок чиновников по его отмене может быть отбит, однако наиболее вероятен компромисс – снижение НДС с отменой 10%-ной ставки НДС по социально значимым товарам, что несколько улучшит положение бизнеса, но ударит по социально незащищенным слоям населения страны», - сделал вывод М.Делягин.
   Введение налога с продаж усилит налоговое бремя, считает он, и подстегнет инфляцию, а доходы бюджета не вырастут.
   «Судя по всему, рост инфляции не вызвал особенных возражений ни в МЭРТ, ни в Минфине. Они равнодушно относятся и к тому, что бедных в стране больше половины населения. Зато шумиха вокруг НДС отвлекает от более насущных проблем – налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и единого социального налога (ЕСН)», - предположил М.Делягин.
   История развития НДПИ привела к плоской шкале для крупных и малых предприятий в сфере добычи, что, в свою очередь, привело к исчезновению малых предприятий с далеких территорий.
   «В этом и состоит причина стагнации отрасли добычи в стране. Как известно, время «легкого газа» прошло: его добыча в прошлом году сократилась на 1,5%», - заметил М.Делягин.
   НДПИ составляет 30% налогов в РФ, занимая второе место после НДС, но рост его минимален. При плоской шкале НДПИ крайне неэффективен и даже деструктивен для развития нефтегазовой отрасли, считает ученый.
   Что касается ЕСН, то его суммарный уровень в 36% невыносим для бедных.
   «Если речь идет о малых зарплатах, у работающего фактически нет выбора, получать ли полную сумму в конверте или официальную, но урезанную на треть. Чем ниже зарплата, тем больше платит работник. Честность, таким образом, становится привилегией богатых, однако за них, получается, платят бедные», - возмущенно отметил М.Делягин.
   Регрессивная шкала ЕСН пробивает «дыру» в Пенсионном фонде РФ, потому что 44% российских зарплат платятся в «тени».
   «Даже бизнес готов платить по плоской шкале ЕСН в 15%, но как раз плоская-то шкала ЕСН и противоречит идеологии государственных органов РФ, сформировавшихся в атмосфере тотальной коррупции 90-х гг.», - считает М.Делягин.
   Просто снизить НДПИ – не выход из ситуации.
   «С какой стати мы должны дотировать нефтяников? Они что, худо живут? Однако изменение структуры НДПИ потребует некоторых интеллектуальных усилий, что, по-видимому, представляется российским чиновникам слишком большим трудом», - отметил он.
   ИА "Альянс Медиа"