08.04.2008 Управление госсобственностью нуждается в структурных изменениях 8 апреля в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых были подробно рассмотрены дальнейшие шаги по совершенствованию управления государственной собственностью в РФ. Директор Высшей школы приватизации и предпринимательства Виталий Кошкин в своем докладе на слушаниях заявил, что прежняя, 1999-го года, Концепция по управлению государственным имуществом и приватизацией «выполнила свою миссию», и теперь государству и обществу нужна новая концепция. «В управлении госсобственностью сейчас возрастает значение инноваций. Нужна демократизация собственности не только «сверху», но и «снизу». Следует приобщить как можно большее количество граждан страны к прибыли от собственности. Доход граждан России должен в большей мере складываться из доходов от имущества, нежели от их зарплаты. Мы должны возродить исконное русское понятие достаток. Приобщение к собственности основной массы граждан не должно быть одноразовой пиар-акцией», - заявил В.Кошкин. По его мнению, имей страна уже в начале 90-х институт грамотных собственников, получающих ренту от оборота собственности, результаты первой приватизации были бы совсем иными. «Надо изменить принципы и цели приватизации: хватит формировать крупный капитал, он уже сформирован и теперь должен поработать на пользу обществу. Малый бизнес и простые граждане России должны получить доступ к имущественным ресурсам и получить от государства гарантии возврата привлеченных средств. Акции крупных корпораций должны продаваться населению со скидкой и рассрочкой платежей», - предложил В.Кошкин. Озабоченность у него вызывает бесконтрольность хозяйственной деятельности госкорпораций. «Похоже, что при декларируемой цели получения прибыли менеджмент этих новых структур будет распоряжаться активами, игнорируя интересы государства, как это сейчас происходит в недропользовании: пользователь становится фактическим собственником недр, и точно также было на раннем этапе функционирования федеральных предприятий», - напомнил В.Кошкин. В результате исследований, проведенных в Высшей школе приватизации и предпринимательства, выявлены два сценария дальнейших действий: либо госкорпорациям придается статус некоммерческих организаций, и тогда собственность должа передаваться им в доверительное управление и лишь потом приватизироваться с учетом показателей эффективности ее использования и контролем Счетной палаты, контрольных структур Госдумы и других органов госвласти, либо госкорпорации следует преобразовать в акционерные холдинговые компании, для чего внести изменения в Бюджетный кодекс и другие нормативные акты. «Сегодня, после административной реформы, имуществом управляют буквально все, а этот ресурс будет побогаче нефтяного, и от эффективных механизмов управления им будет зависеть будущее страны», - заключил В.Кошкин. Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин высказал скептические оценки прозвучавших выступлений. «Мы примем все предложенные законы, но ничего не будет: дело в том, что приватизация закончилась в 1996 году, как только целью было объявлено получение доходов в бюджет. Не будем обманываться: нам необходима не концепция государственного управления, а концепция государственного регулирования отношений собственности. Государство не управляет, а лишь регулирует отношения собственности», - заявил он. По его мнению, представители естественных монополий готовы ради сохранения «статус кво» разрушить российское законодательство, и принятый недавно закон об автономных учреждениях лишний раз подтверждает, что получается, когда цели закона меняются в процессе его принятия. «Закон об автономных учреждениях – суррогат, и некоторые наши ведомства, вроде Министерства обороны, уже отдают себе отчет в том, как соблазнительно брать деньги из бюджета и не отчитываться за них. Почему нет концессий? А потому что текст закона о концессиях, одним из авторов которого являюсь и я, принят не в России, а в Казахстане, и там уже создано 55 концессий в основных отраслях экономики, а у нас полторы, и то непонятно, о чем они», - подчеркнул Г.Томчин. К 2020 году следует задать четкое количество имущества, остающегося в сфере казенного и частного секторов, а также принять закон о доверительном управлении имуществом, считает Г.Томчин. По его мнению, избавиться от госпакетов с государственной долей меньшей, чем 25%, сегодня невозможно: чиновник не сможет отчитаться перед Счетной палатой, почему продал пакет по более низкой цене, чем требует та же Счетная палата, преследующая цели получения максимальных доходов в казну. «Механизмом продажи малых госпакетов может быть только публичная оферта, при этом само предприятие должно давать оценку земли, и если государство не оспаривает этой оценки в течение месяца в суде, то оценка вступает в силу», - считает Г.Томчин. Малые госпакеты следует сложить вместе и передать в специальное акционерное общество, которое передаст их в доверительное управление разным собственникам, которые, в свою очередь, выведут эти пакеты на биржу. Полученные доходы можно передать в пенсионные фонды РФ, куда подключить и акционерный ресурс крупных корпораций вроде «ГАЗПРОМа». «Таким образом в России появится первый портфельный инвестор», - заявил Г.Томчин. По его мнению, изъятие неэффективно используемых земель сейчас невозможно. «Российская собственность нуждается в коренных, структурных реформах», - заключил Г.Томчин. ИА "Альянс Медиа" |