08.04.2008 Новосибирская область: банки готовы помогать малому бизнесу Малый бизнес растет существенно быстрее остальных секторов экономики. Это стимулирует серьезный интерес банков к кредитованию малых предприятий. На этот сегмент нацеливаются новые игроки. При этом банки стараются предложить малому бизнесу программы, предназначенные специально для МБ и в то же время являющиеся стандартным массовым продуктом, аналогом потребительских кредитов. В прошлом году экономисты отметили значительный рост в секторе малого бизнеса. Число малых предприятий в стране достигло 1,1 млн на 1 октября 2007 года, а их вклад в ВВП составляет почти 16%. Объем кредитов, выданных банками страны малым предприятиям, вырос в прошлом году на 80% и составил порядка $18 млрд. В то же время, по оценке МЭРТ, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах в 1,5-2 раза выше. В Новосибирской области доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме почти в два раза выше, чем в стране, и составляет 32% от оборота всех работающих в регионе организаций. Общее число субъектов малого предпринимательства составляет 85,6 тыс., из них малые предприятия – 26,9 тыс., ИП – 58,7 тыс. При этом только в прошлом году МБ и ИП инвестировали в основной капитал 12,2 млрд руб., что составило 13,3% от областного объема инвестиций. Сегодня в малом бизнесе области занят каждый шестой трудоспособный житель области. Такие показатели, по мнению директора дирекции организации продаж малому бизнесу СДРД ФК «Уралсиб» Ларисы Будуевой, позволяют говорить о том, что в среднесрочной перспективе у России есть все предпосылки для бурного развития малого предпринимательства. «В период до 2010 года малый бизнес в России должен превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики и обеспечить около 20% ВВП страны», – прогнозирует топ-менеджер банка. Любой бизнес, и малый не исключение, нуждается в финансовых ресурсах. Банки готовы кредитовать данный сегмент, несмотря на то, что до недавнего времени ряд крупных финансовых структур не включали данный сегмент в сферу своих интересов. Возросший интерес к данному клиентскому сегменту управляющий Новосибирским филиалом банка «Уралсиб» Михаил Щелконогов объясняет тем, что многие малые предприятия за 10-15 лет существования на рынке успели превратиться в средние, а средние – в крупные. «Малый бизнес более мелкий по сделкам, но более прибыльный для банков», – уточнил позицию банкиров М. Щелконогов. Однако радужные перспективы откроются перед малым бизнесом не завтра. Для начала необходимо исключить чрезмерный административный прессинг. Как заметил управляющий партнер DCO Consulting Сергей Дьячков, все развитые государства мира поддерживают малый и средний бизнес через регулирование рынка и программы госгарантий по кредитам, и привел в пример недавний опыт Казахстана. «В Казахстане вступило в силу постановление, которое лишило проверяющих – пожарных, милиционеров, налоговиков и сотрудников санэпиднадзора проверять малый бизнес до конца года. Принятию такого решения посодействовали экономический кризис и вмешательство президента Назарбаева. Не хотелось бы, чтобы мы пошли тем же путем. По оценкам объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», Новосибирская область по индексу комфортности для развития малого бизнеса входит в число лидеров, однако количество ИП на тысячу жителей в НСО пока еще ниже, чем в нестоличных мегаполисах страны, и составляет 20,19. Это говорит о том, что у нас есть большой потенциал для роста», – выразил надежду С. Дьячков. Чтобы обеспечить рост, банкиры разрабатывают специальные и в то же время стандартизованные продукты для данного сегмента. Необходимость стандартизации объясняется просто: малый бизнес – явление такое же массовое, как частные потребители. И при соблюдении определенных условий могут так же, как и физлица, рассчитывать на кредит по определенной цене. При этом банки готовы учитывать отличия бизнеса от частого заемщика и предоставлять МБ индивидуальные графики погашения платежей, принимать в залог самое разное движимое и недвижимое имущество и консультировать в случае возникновения трудностей. Об этом банкиры упоминают особо. Как сказала Л. Будуева, если в силу разных обстоятельств возникает угроза несвоевременного платежа, не нужно прятаться. «Банки всегда готовы помогать клиенту и предложить ему условия исходя из ситуации», – пояснила она. А С. Дьячков добавил, что в любой сделке заинтересованы оба участника и потому «давайте договариваться». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Эпиграф" |