20.03.2008 Российские бизнесмены опасаются появления частных пожарных инспекторов Сейчас на предприятиях Москвы, Санкт-Петербурга, Удмуртии и Хакасии идет эксперимент по внедрению независимой системы оценки рисков возникновения ЧС, в том числе и частного пожарного аудита. По мысли МЧС, это поможет усилить контроль и снизить количество инцидентов в помещениях тех или иных организаций. Многим владельцам зданий это распределение обязанностей было бы только на руку, ведь появление государственного инспектора у них приятных ассоциаций не вызывает. Пока система еще не работает в полную силу, так как не приняты несколько законопроектов. Однако уже очевидно, что при малейшем сбое нововведение может открыть большие возможности для коррупции и притеснения предпринимателей. Необходимость соблюдения пожарной безопасности трудно переоценить. В прошлом году произошло больше шести тыс. пожаров на предприятиях и в организациях, то есть каждый день в среднем горело около 167 сооружений. Чтобы избавиться от угрозы пожара, бизнесменам нужно вроде бы немного: следить за электропроводкой и комнатами для курения, не использовать горючих материалов в отделке здания, установить автоматическую систему предупреждения пожаров. Но не получается. «Под нашим надзором – три миллиона 150 тысяч объектов, и на каждом из них хоть одно нарушение, да есть», – рассказал заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Макаревич. По словам экспертов, даже вместо огнетушителей иногда устанавливается бутафория. Впрочем, одним из главных побудительных мотивов стала банальная нехватка сотрудников на фоне растущего числа поднадзорных объектов. «Сегодня в пожарном надзоре работают 15 тысяч инспекторов, в то время как по штату положена 21 тысяча человек, – сообщил Анатолий Макаревич. – За каждым проверяющим закреплено 200–300 объектов, которые они должны обследовать за год. Однако им удается проведать только 50 объектов. Получается, что одну точку мы проверяем примерно раз в пять лет. А за это время там может накопиться масса нарушений». Как правильно рассчитали в МЧС, помощь частных аудиторских фирм существенно разгрузит госинспекторов, а также обеспечит более строгий контроль над безопасностью. Каждая организация, которая захочет заниматься частным аудитом, должна будет пройти лицензирование в МЧС России. Нововведения можно разделить на два направления. Первое – проведение независимой оценки рисков на опасных предприятиях. Для владельцев объектов, которые могут представлять опасность (АЗС, водохранилища, заводы и другие), будет введено обязательное страхование ответственности – своеобразное ОСАГО для бизнесменов. Сумма страховки будет зависеть от оценки вероятности возникновения ЧС, которую может провести частный аудитор. Таким образом, владельцы опасных предприятий будут заинтересованы в соблюдении безопасности, чтобы меньше платить за страховку. Соответствующий законопроект уже рассматривается во втором чтении в Госдуме. Второе направление – это введение добровольной оценки состояния пожарной безопасности для остальных организаций, в основном малого и среднего бизнеса. «Коммерсанты могут пригласить частного аудитора, и мы зачтем его заключение, либо дождаться прихода госинспектора, – говорит Анатолий Макаревич. – То есть теперь госинспектор не будет проверять каждый ларек, за что нас раньше критиковали. За собой мы оставляем бюджетные организации, опасные объекты и объекты с массовым пребыванием людей». Среди бизнесменов нововведение вызвало бурные дискуссии. «Что же помешает предпринимателю договориться с аудитором, чтобы тот написал положительное заключение?» – выразил свое возмущение исполнительный директор Российского топливного союза, член Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Григорий Сергиенко. Об этом же на «круглом столе» заявил и исполнительный директор Всероссийского союза страховщиков Николай Малышев. «Может оказаться так, что если страховая компания, исходя из оценки частного аудитора, застраховала предприятие на одну сумму, то, когда будет ЧП, выплаты окажутся гораздо выше, чем ожидалось. В таком случае я не исключаю, что мы подадим регрессный иск к МЧС, аккредитовавшему такого аудитора», – мягко пригрозил Николай Малышев. Представители МЧС России тут же успокоили его. «Чтобы не было подобных ситуаций, ответственность эксперта также будет страховаться, – объяснил Анатолий Макаревич. – Сам эксперт не станет рисковать и давать положительное заключение на объект, в котором есть проблемы с безопасностью. Потому что если произойдет пожар и выяснится, что инспектор подделал заключение, то именно ему придется возмещать ущерб». Вызывает вопросы и стоимость работы частных аудиторов. «Государственный инспектор работает бесплатно, а тут еще придется раскошеливаться за то, что у тебя находят нарушения и заставляют их исправлять, – говорит Григорий Сергиенко. – Конечно, крупная компания может и 100 тысяч заплатить, но для среднего и малого бизнеса цена может быть чересчур высока». На вопрос, кто будет устанавливать цену, представители МЧС сообщили, что рынок сам все урегулирует. Правда, рынок оказался в странной ситуации: пока не будут приняты нормативно-правовые акты, закрепляющие независимую оценку рисков, определить расценки компании не могут. Сейчас эксперимент по введению системы оценки рисков идет в Москве, Санкт-Петербурге, Хакасии и Удмуртии, но аудиторские компании не готовы проявлять инициативу в вопросе ценообразования. «Безусловно, стоимость будет зависеть от объекта и от объема работ», – поделился гендиректор столичной компании, которая в числе прочих станет заниматься частным пожарным аудитом. И еще – в невыгодном положении окажутся удаленные от столицы регионы. Может быть, на Дальнем Востоке и в Сибири бизнесмены и захотят пригласить частных инспекторов, но вот последних в этих местах может не оказаться. «У нас в организации сейчас более 60 аудиторских компаний, – рассказал заместитель директора Союза экспертных организаций России Вячеслав Момарь. – Действительно, две трети приходится на Москву и Центральный федеральный округ. Но мы уверены, что в будущем к нам присоединятся и дальние регионы». В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) тем временем пристально изучается законопроект технического регламента, в котором как раз и вводятся понятия частного пожарного аудита и системы оценки рисков. Проект уже принят в первом чтении в Госдуме. «Этот документ был разослан во многие крупные предприятия и объединения, – сообщил ответственный секретарь Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП Антон Зубихин. – Предприниматели и наши эксперты пришли к выводу, что новый технический регламент только усилит давление на деловое сообщество и нанесет урон малому и среднему бизнесу. В нем содержатся противоречивые нормы. Например, документ диктует конкретные требования по безопасности, но затем он устанавливает «порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности». Значит, можно не выполнять нормы, если договоришься с инспектором?» Все спорные моменты были обсуждены на заседании Комитета по техническому регулированию. Представители РСПП уверены, что всегда можно прийти к компромиссу, который устроит обе стороны. «В России вообще самые жесткие нормы пожарной безопасности, а горим мы почему-то чаще других, – указывает на парадокс Антон Зубихин. – Может, не нужно завинчивать гайки, ведь это только настраивает предпринимателей против инспекторов?» Вполне вероятно, что если разрешить бизнесменам соблюдать только минимальные требования безопасности, то они как раз и будут выполняться, а значит, число пожаров пойдет на убыль. Детально изучается и принимаемый законопроект об обязательном страховании рисков владельцев опасных предприятий. «Среди опасных объектов есть и бюджетные учреждения, а в бюджетах не предусмотрены выплаты по страховке, – говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – То есть в ближайший год вряд ли эта система заработает. Вызывают сомнения и рассчитанные компенсации за наступление страхового случая». Спасатели МЧС признают, что ради того, чтобы ввести в стране систему частного аудита, они идут на определенный риск. В коммерческих организациях зарплата гораздо больше, чем в бюджетных учреждениях. А аудиторские фирмы будут искать квалифицированных инспекторов. Так что вполне вероятно, что из 15 тыс. госинспекторов через год на прежнем месте не останется и половины. «К сожалению, работники уже переходят в частные организации, – констатирует замдиректора Департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Макаревич. – Этот вопрос у нас обсуждался, и риск такой есть. Но сейчас в России появляется сеть образовательных учреждений, которые будут готовить пожарных инспекторов. Кроме того, планируется определить стаж работы для частного инспектора не менее пяти лет. То есть выпускник сначала отдаст время государству, а уже потом сможет переходить на работу к предпринимателю. Кадровый голод будет быстро ликвидирован». Словом, и МЧС России, и представители бизнеса сходятся в одном: частный аудит безопасности нужен, но эту систему нужно доводить до ума до того, как она заработает в полную силу. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |