12.02.2008  Для экономического лидерства РФ необходимы конкретные технологии

   11 февраля в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему «Стратегия инновационного развития России», посвященная итогам расширенного заседания Госсовета, на котором выступал Президент РФ Владимир Путин.
   Присутствовавший на заседании Госсовета первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев отметил, что в выступление В.Путина вошел целый ряд предложений РСПП – например, давно предлагавшийся системный подход к стимулированию инновационной экономики, отход от сырьевого развития страны.
   В части налогового администрирования, считает А.Мурычев, уже «сегодня, сейчас» должен решаться вопрос с НДС. Его нужно, по мнению А.Мурычева, максимально унифицировать и снизить хотя бы до 10% от существующей ставки.
   «Это очень трудно администрируемый налог, особенно в части возврата НДС, а Минфин хочет заморозить ситуацию с налогами. Но это будет означать замораживание экономики в целом. Между тем снижение НДС даже на 5%, по подсчетам наших экспертов, даст российским предприятиям не менее 650 млрд руб. оборотного капитала, что увеличит капитализацию российской экономики в разы».
   РСПП является сторонником «налоговых каникул» для предприятий высокой степени переработки сроком не менее 3-х лет, заявил А.Мурычев.
   В отношении поручений президента повысить роль человеческого капитала А.Мурычев привел некоторые цифры, характеризующие состояние российской экономики. В частности, в России только 10-15% совокупного капитала составляет человеческий капитал, в то время как на Западе эта цифра близка к 70%. Если средний возраст квалифицированного рабочего в СССР составлял 32 года, то сейчас этот возраст равен 52 годам.
   «Нам необходима национальная стратегия развития трудового потенциала. Только через миграционную политику кадровую проблему не решить. Предприятия должны сами строить школы, институты, и средства на это нужно освободить от налогов. У нас даже нет министерства труда», - отметил А.Мурычев.
   Также, по его словам, не ясны отношения бизнеса с госкорпорациями – на какое время они создаются и на каких условиях будет осуществляться их сотрудничество с бизнесом. Правда, на Краснодарском форуме вице-премьер Дмитрий Медведев несколько успокоил бизнесменов, сказав, что это сотрудничество будет осуществляться на взаимовыгодной основе при включении механизма частно-государственного партнерства, однако конкретные детали сотрудничества остались невыясненными.
   Нет никаких стимулов по созданию центров инноваций в стране, а их нужно тысячи, десятки тысяч, считает А.Мурычев. По его словам, «фактически получается так, как сказал президент на Госсовете: мы готовим специалиста по инновациям, а он в течение нескольких месяцев не может открыть предприятие. А если открывает, то получает множественные уведомления об обязанности платить самые различные налоги».
   Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев заметил, что цель, поставленная на заседании Госсовета – превращение России в развитую страну до 2020 года, - довольно амбициозна, еще 10 лет назад о ней нельзя было даже подумать.
   По его словам, В.Путин обозначил ряд проблем, препятствующих достижению этой цели: неэффективное государство, мешающее бизнесу развиваться, острая зависимость от сырьевой экономики, проблемы конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей, трудности с созданием малых предприятий, что, в свою очередь, создает проблемы и крупному бизнесу, желающему отдать некоторые операции на аутсорсинг малым компаниям. И, наконец, проблемы человеческого капитала.
   Концепция развития России до 2020 года, предполагает М.Дмитриев, в доработанном варианте появится в мае 2008 года. Центр стратегических разработок принимал участие в создании этой концепции. В частности, специалисты центра работали над проблемой увеличения количества среднего класса в России и повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности и услуг.
   «Все, кто занимается инновационной сферой, берут на себя дополнительный риск. Но в нашей системе они очень сильно наказываются. Нет системы страхования, нет структуры финансирования инноваций, даже бизнес-ангелы находятся еще в зачаточном состоянии. Российская экономическая среда неблагоприятна для МСБ, без которого инновации вообще невозможны, - считает М.Дмитриев. - Нужна целая система создания инновационных малых предприятий, быстрая процедура их ликвидации в случае банкротства, а также различные механизмы обмена информацией между ними. Необходимо изменение правил игры на рынке».
   Председатель комиссии Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Олег Нетеребский отметил, что заседание Госсовета было направлено на формирование в России новой идеологии человека. Фактически президент России объявил главную цель экономических преобразований – гражданин России должен чувствовать себя достойно.
   Самым главным в решении этой задачи, заметил О.Нетеребский, должно стать формирование конкретных планов или даже технологий.
   «Минимальная зарплата может быть уже сейчас доведена до прожиточного минимума. Нужна только политическая воля. Каждому работнику в стране должна быть обеспечена достойная заработная плата, а пенсионными средствами должны управлять «социальные партнеры» - работник и работодатель. Зачисление пенсионных денег на счета ВЭБ подорвало доверие к пенсионной системе России, и это доверие нужно восстанавливать», - считает О.Нетеребский.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, как изменить логику поведения чиновника по отношению к инновациям в России, М.Дмитриев ответил, что российское госуправление по сей день остается недореформированным – на госслужбе не работают «этические регуляторы», которыми раньше являлись парткомы, месткомы и другие органы советской власти. Но в большинстве развитых стран эти регуляторы действуют эффективно. Во-вторых, в стране функционирует немотивированная система зарплат. В-третьих, российская госслужба не является транспарентной, она неподотчетна обществу и СМИ, что создает благоприятную среду для коррупции. Наконец, российскому чиновнику, по мнению М.Дмитриева, не хватает компетентности и умения работать с бизнесом, особенно в финансовом секторе и высокотехнологичных отраслях.
   По этому же вопросу А.Мурычев добавил, что административная реформа в России не состоялась, а переход российской экономики на инновационные рельсы «запараллелен» с повышением ответственности чиновника. На сегодня в России наличествует слабость административной, исполнительской дисциплины, часто не исполняются даже поручения президента.
   «Нам нужно создать фактически новый аппарат, где чиновник бы поощрялся в зависимости от результата его деятельности и отвечал бы за конкретный, выделенный ему участок», - считает он.
   О.Нетеребский добавил, что госорганы России сами по себе реформироваться не будут. Необходимо повысить роль институтов гражданского общества, создать с нуля институт посредников между властью, обществом и бизнесом, создать нормальную систему трудового арбитража, доверие к которой сейчас существенно подорвано, и целую систему «трудовых судов», чтобы конфликты между работниками и работодателями не разбирались в судах общей юрисдикции, а решение судей по таким делам не были бы единоличными и непрозрачными для общественного контроля.
   ИА "Альянс Медиа"