04.02.2008  Новосибирская область: рынок цветов активно развивается

   Региональный рынок цветов развивается весьма динамично. За период с 2004 года в цветочном бизнесе появляются новые игроки, открываются салоны, уже укрепившиеся компании активизируют развитие собственных сетей. На этом фоне неизбежно перераспределение долей участников: мелкие салоны закрываются как из-за недостаточной рентабельности, так и в процессе оптимизации бизнеса крупных игроков.
   Последние три года рынок свежесрезанных цветов находится в состоянии активного роста. Эта тенденция характерна как для России в целом, так и для Новосибирска. «Россия занимает 2-е место в мире по темпам развития, отставая лишь от Казахстана. Ежегодный прирост в течение трех-четырех лет держится на уровне 25%. Новосибирский рынок развивается такими же темпами», — говорит директор компании «Оранж-Грин» (салон цветов «Точка») Дмитрий Савостин. В целом большинство участников рынка отмечают как минимум 20%-ный ежегодный прирост по Новосибирску. По предположениям, в течение следующих трех лет эти темпы будут сохраняться, а затем замедлятся.
   Цветочный рынок начал активный прирост примерно с 2004 года. За это время появились новые сетевые проекты «Цветы Афродиты», ANNA. Увеличилось число салонов в цветочной сети «Сибирская орхидея», «Цветы Сибири», появилось много одиночных салонов. Некоторые ритейлеры помимо розничной занялись и оптовой продажей цветов (например, компания «Анфея», которой принадлежат два салона «Виола»). В 2007 году на рынок вышли салоны «Точка» и FLO, заявившие о претензиях на значительную долю рынка. Однако участники рынка отмечают, что на общем позитивном фоне часть салонов стала закрываться. Прежде всего из-за недостатка опыта организаторов: без отлаженной технической составляющей бизнеса эти салоны становятся просто нерентабельными.
   Управляющий цветочным салоном FLO fresh flowers (первый салон открыт в ТРЦ «Ройял Парк») Юрий Сизиков отмечает, что необходимо сразу выделяться, нести в концепции что-то новое и интересное. «Цветочный бизнес начинает окупаться минимум через год, — говорит Юрий Сизиков. — И все это время необходимо работать на создание имени. При этом покрывать все издержки, держать постоянный, качественный ассортимент».
   Крупные игроки цветочного рынка, уже не довольствуясь «количественным приростом», задумываются о перепозиционировании внутри собственных сетей. Например, один из лидеров рынка — компания «Сибирская Орхидея» — закрыл три переферийные торговые точки, сосредоточившись на более прибыльных салонах.
   Практически все владельцы цветочных салонов уверены, что главное сегодня — высокий уровень сервиса и персонифицированное предложение. Размеры сети и количество салонов в ней сегодня вторичны. «На цветочном рынке, как впрочем и на других, будут преобладать крупные сетевики. Но несмотря на то, что скорее всего будет происходить некоторое вытеснение, мелкая розница не уйдет. Те ниши, которые она занимает, для крупных игроков нецелесообразны», — полагает директор компании «Бердск-Флора» (занимается оптовыми поставками, владеет салонами «Флора« и «Гран-При») Николай Устюжанин.
   Впрочем о расширении сети задумываются многие. Единственный на сегодняшний день местный производитель — МУ «Совхоз «Цветы Сибири», — по словам директора Михаила Балашева, собирается в ближайшее время расширять сеть одноименных цветочных салонов. В начале лета планируется открытие новых салонов компании «Цветы» (ООО «Цветы« развивает сеть салонов цветов ANNA) и «Оранж-Грин» (развивает сеть «Точка«). Недавно вышедшая в Новосибирск компания «Бердск-Флора» тоже анонсировала рост собственной сети. «Думаю, в следующем году еще будут открываться новые салоны, которые заявят о себе довольно громко», — предполагает Ирина Мжельская. «Рынку предстоят перемены. В процессе изменений выделится тройка лидеров, — считает Дмитрий Савостин. — Это будут те компании, которые могут работать профессионально, грамотно». Что касается федеральных игроков, их выход на сибирский рынок пока не ожидается, что, по мнению местных «цветочников», вполне предсказуемо: особенности поставок в Сибирь могут лишить «центральных» игроков преимуществ — как ценовых, так и ассортиментных.
   Бум строительства ТЦ оказал влияние и на динамику цветочного рынка. Набирает обороты перспективное направление — торговые точки и мини-салоны в торговых центрах. Компания «ЮККА», развивающая розничную сеть «СибФлауэрс», свои торговые точки располагает именно в ТЦ. Сегодня в сети уже шесть салонов, в которых продаются как свежесрезанные, так и горшечные цветы. «Развивать розничное направление деятельности стало возможным благодаря приходу в Сибирь таких крупных сетей, как «Ашан», Metro, «Гигант» и других, — комментирует директор компании «ЮККА» Георгий Семенов. — Заключая договор о сотрудничестве с этими компаниями, мы как поставщики берем на себя обязательства поставлять цветы также в магазины этих сетей, находящиеся в соседних регионах». Развивать сеть в формате точек в ТЦ начала и новая новосибирская компания FLO.
   Еще одним перспективным направлением могут стать стрит-салоны (киоски с ограниченным ассортиментом, располагающиеся в местах высокой проходимости). Формат приостановочных цветочных киосков находится в Новосибирске на сегодняшний день практически в зачаточном состоянии и больших финансовых перспектив не обещает. Дело в том, что процесс открытия приостановочного стрит-салона — очень хлопотный и затратный, отмечают участники рынка. Развитию подобной формы торговли мешают и высокая стоимость аренды, и необходимость строительства киоска собственными силами по установленным параметрам, и проблемы с согласованием большого числа документов.
   Сетевые игроки цветочного рынка стараются охватить не только центральный район города. «Исходя из отзывов наших клиентов открывать салоны в крупных жилых районах перспективно. Сегодня многим удобно покупать цветы рядом с домом, а не только в центре», — считает Ирина Мжельская. «Конечно, пока жилые районы не слишком интересны цветочникам, но, возможно, в скором времени и там уровень проходимости в салонах будет таким же, как на центральных улицах», — соглашается коммерческий директор ООО «Цветы» Олеся Беляйкина. Отдаленные районы часто развиваются по собственным законам. Например, по мнению Николая Устюжанина, Бердск переполнен цветочными салонами: за последние два года бердский рынок увеличился практически в два раза. Академгородок тоже постепенно развивается. «При этом цветочный ассортимент здесь практически на уровне центральных салонов Новосибирска, — уточняет Устюжанин. — Повышается спрос на экзотические виды цветов, ассортимент становится более разнообразным, большое внимание уделяется флористическому оформлению. В связи с этим здесь наблюдается дефицит высокопрофессиональных флористов».
   Более 90% новосибирского цветочного рынка — импорт. «По всей России на местное производство приходится только 7–9%. В Новосибирске этот показатель вряд ли достигает и 1%», — отмечает Дмитрий Савостин. Поставки осуществляются в основном из Нидерландов, куда стекается основной мировой цветочный поток, в меньшей степени — из Эквадора, Колумбии. Также в последние годы местные цветочники пробуют продавать цветы, выращенные в Китае. «В наших салонах цветы из Китая составляют примерно 20% ассортимента. В основном это экзотика», — делится Олеся Беляйкина. Однако участники рынка единодушно отмечают проблемы работы с Китаем: несоблюдение технологий хранения и упаковки цветов для транспортировки снижают товарные качества. К тому же китайские партнеры не всегда обеспечивают бесперебойность поставок.
   Цветочный ассортимент в последние годы существенно расширился: в ведущих салонах он превышает сотню наименований. «Ассортимент растет за счет поставок новых сортов, — отмечает Елена Бегеза. — Теперь мы можем себе позволить заказать не пять, как во время начала работы наших салонов, а 20 сортов роз». Ассортимент меняется в зависимости от сезона. «Если сравнить предновогоднее предложение с ассортиментом начала весны, то эти наиболее востребованные позиции будут значительно отличаться», — приводит пример Ирина Мжельская.
   Цветочники стараются дополнить срезку горшечными цветами и сопутствующим товаром — керамикой, сувенирной продукцией. «Интересный выбор сувенирной продукции в цветочном салоне позволяет дополнить букет, в одном месте приобрести подарок, — говорит Дмитрий Савостин. — У нас для этих целей представлена авторская керамика». Однако особой прибыли сопутствующий товар не приносит. Как отмечает Елена Бегеза, соотношение объема продаж горшечных цветов и свежесрезанных — приблизительно 1 к 10.
   Одна из услуг, которую предоставляют практически все салоны, — это доставка букетов. Круглосуточная доставка, уже давно переставшая быть эксклюзивной услугой, пользуется все большим спросом. Крупные салоны сотрудничают с международными компаниями доставки цветов «Интерфлора» и AMF. Развивается и интернет-торговля. Как рассказывает директор интернет-магазина «Флорис.ru» (первый новосибирский интернет-магазин по продаже цветов, действует с 2003 года) Александр Евтушенко, в этом сегменте в основном представлены сайты московских сетей (действующие как посредники), а местные салоны занимаются лишь доставкой. Местных интернет-магазинов пока не так много.
   Тем не менее за последние два года доверие потребителей к интернет-магазинам заметно возросло. «Мы снижаем издержки прежде всего за счет экономии на аренде помещений, и поэтому уже сейчас цены на средние и большие композиции (с доставкой, открыткой, фото и гарантией качества) у нас такие же, как на букеты «без комплекса услуг« в других салонах», — резюмирует Евтушенко.
   Предпочтения потребителей сегодня разнообразны. «Сохраняется интерес к классике, востребованы как сложно декорированные композиции, так и минималистичные варианты, например, букет одинаковых тюльпанов в простой прозрачной вазе», — рассказывает Елена Бегеза. Из новых тенденций можно выделить повышение потребительского интереса к новым, экзотическим видам цветов. Покупатели сегодня требуют разнообразия. «Вместе с тем больше внимания уделяют работе флориста, качеству оформления, оригинальности, вкусу», — продолжает Ирина Мжельская.
   Еще одним значительным направлением деятельности цветочных компаний являются корпоративные заказы (праздничные букеты для сотрудников компании, оформление залов для торжеств и т. п.) Ежегодно количество корпоративных заказов увеличивается, а между салонами и клиентами складывается продолжительное постоянное сотрудничество. Такое взаимодействие считают перспективным как заказчики, так и цветочники, уверенные, что залог преуспевания на сегодняшнем динамичном рынке — максимально персонифицированный и клиентоориентированный бизнес.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"