11.04.2006  В бизнес-сообществе нет единства по вопросу о технических регламентах

   Накануне заседания правительства, посвященного ходу реализации реформы системы технического регулирования, можно констатировать, что в бизнес-сообществе нет единства по поводу того, нужно ли продлевать действие закона о техническом регулировании в части, отменяющей обязательность действующих стандартов с 2010 года. И вообще, требуется ли вносить в него какие-нибудь изменения.
   Если "Деловая Россия" стоит за то, что "внесение изменений в закон должно проводиться только при достаточном накоплении правоприменительной практики", то Российский союз промышленников и предпринимателей, как можно было заметить во время питерского семинара "Цели и задачи промышленных предприятий в условиях реформирования системы технического регулирования", скорее склонен не торопиться с введением в действие закона. По мнению большинства специалистов, выступавших на семинаре, для того, чтобы система технического регулирования в России начала работать, необходимо ускоренными темпами принять 8 общих регламентов. А вот специальный технический регламент без одновременного введения в действие необходимых стандартов и отраслевых сводов норм и правил работать не будет.
   В центре внимания правительства и бизнес-сообщества вопросы технического регулирования оказались не случайно. Прошло три года из отведенных семи, а в стране до сих пор принят лишь один технический регламент - по выбросам вредных веществ автотранспортом. Это при том, что по словам заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергея Пугачева, к настоящему времени опубликовано 158 уведомлений о начале публичного обсуждения проектов регламентов, а по 75 из них обсуждения уже завершены. По некоторым - два года назад. Однако кроме упомянутого ТР, разработанного Объединением автопроизводителей России, ни один из документов не был внесен на рассмотрение в правительство и Думу.
   "Вся проблема в том, что разработчики (особенно после общественных обсуждений некоторых проектов в Государственной Думе) поняли, что их технические регламенты не отвечают требованиям закона", - считает Сергей Пугачев. "Документы эти сделаны просто неграмотно или под интересы отдельных крупных фирм", - солидарен с ним директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко.
   Итак, низкое качество разработки технических регламентов собравшиеся в Петербурге считают главной причиной задержки с реализацией реформы. Объясняют же причину такого качества они тем, что бизнес до сих пор был не слишком заинтересован участвовать в таких разработках. Создание технического регламента - занятие не дешевое, и делать работу за свои деньги предприниматели не торопились. Если, конечно, не пытались таким образом ввести в ранг обязательных собственные корпоративные нормы. Обоснованность предложения бизнес-сообщества - разрешить относить затраты на разработку ТР на себестоимость продукции - признают теперь, судя по обсуждению вопроса в Петербурге, и представители федерального агентства. Но пока это не сделано, у предпринимателей стимула нет.
   "Бизнес увидел, что правительство приняло программу по разработке 84 регламентов, и решил: пока никакие иные приниматься не будут. И ждет", - прокомментировал ситуацию президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин.
   Хотя основой системы технического регулирования считаются технические регламенты, в Петербурге на первый план вышли проблемы разработки и принятия национальных стандартов. Большинство выступавших подчеркивало, что без стандартов технические регламенты - мертворожденное дитя. Если нет ГОСТов и СНиПов, то все приходится записывать в регламенты. Тогда они становятся тысячестраничными документами, в которых трудно разобраться и которые еще труднее менять. А ведь современное производство, чтобы оставаться конкурентоспособным, должно постоянно меняться. Подробные технические регламенты, имеющие ранг законов, за изменениями рынка будут заведомо не успевать. Выход специалисты видят именно в двухуровневой системе технический регламент - стандарты. Но тогда в первом должны содержаться ссылки на вторые. А стандарты, не будучи законами, меняться могут оперативнее. Сергей Пугачев сослался при этом на опыт ЕС и некоторых стран СНГ, где принята именно такая система стандартизации.
   Однако стандартов еще больше, чем технических регламентов. И уж в разработке их точно не обойтись без активного участия бизнес-сообщества. Напомним, что в советское время ежегодно принималось 1,5 тысячи стандартов, а в 2005 году, самом "урожайном", их было разработано всего 450. Александр Дейнеко вообще заявил, что вопросами стандартизации, декларирования и обязательной сертификации (и их гармонизации с международными системами) должен заниматься бизнес. Но ему это не выгодно.
   "Ведь в случае, если вред потребителю наносится из-за того, что разработанный государством стандарт был неправильным, производители-то ответственности нести не будут. Так зачем им лишние хлопоты?" - задал резонный вопрос директор фонда развития трубной промышленности.
   В итоге разработкой ГОСТов и СНиПов озабочено, пожалуй, еще меньше предпринимателей, чем созданием ТР. Электроэнергетика, железные дороги, нефтегазовая отрасль, трубная и стекольная промышленность, автопром, - пожалуй, насколько можно судить, и все. Да, это становой хребет российской экономики. Но ведь с точки зрения массового потребителя гораздо важнее было бы принять систему стандартов, к примеру, в пищевой промышленности.
   Что касается технических регламентов... "Может, и хорошо, что их до сих пор не приняли? Меньше напортачим", - заметил Александр Дейнеко.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"