28.01.2008  Узбекистан: принят Налоговый кодекс в новой редакции

   На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан принят Налоговый кодекс Республики Узбекистан в новой редакции, который был одобрен 30 ноября 2007 года на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса и 25 декабря 2007 года утвержден Законом Республики Узбекистан, а в соответствии с последним вступил в силу 1 января 2008 года.
   Налоговая реформа не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и других обязательных платежей, но и не может иметь чисто косметический характер. В рамках ее осуществления должны быть достигнуты следующие цели: • ослабление налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки, продолжения начатого курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по общегосударственным налогам; • усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и других обязательных платежей, исключения из самих механизмов применения налогов и других обязательных платежей тех норм, которые искажают их экономическое содержание; • упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и других обязательных платежей с сокращением их общего числа, минимизации налогов и других обязательных платежей, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и других обязательных платежей; • обеспечение стабильности налоговой системы, то есть определенности для налогоплательщиков по объемам налоговых платежей на длительный период; • существенное повышение уровня собираемости налогов и других обязательных платежей.
   Важным аспектом новой редакции Налогового кодекса явилось то, что в кодексе установлен порядок исчисления и уплаты всех налогов и других обязательных платежей, действующих на территории Республики Узбекистан, что позволяет создать единую законодательную базу в системе налоговых отношений.
   Также в кодексе определено, что налог или другой обязательный платеж считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплаты этого налога или другого обязательного платежа.
   Элементами налогов и других обязательных платежей являются объект налогообложения, налогооблагаемая база, ставка, порядок исчисления, налоговый период, порядок представления налоговой отчетности, порядок уплаты и льготы.
   В кодексе изложены принципы налогового законодательства, являющиеся его основой, в соответствии с которой разработана особенная часть Налогового кодекса. Таковыми являются: обязательность, определенность, справедливость налогообложения, единство налоговой системы, гласность налогового законодательства и презумпция правоты налогоплательщика.
   Новая редакция Налогового кодекса регулирует отношения, связанные с установлением, введением, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды, а также отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств.
   Вместе с тем в кодексе определяется, что уполномоченные органы являются субъектами налоговых отношений – государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию налогов и других обязательных платежей.
   В связи с тем, что плательщиками налогов и других обязательных платежей являются юридические и физические лица, в кодексе приводятся понятия юридических и физических лиц, исполняющих свои налоговые обязательства. Некоммерческие организации как налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов и других обязательных платежей.
   Учитывая, что плательщиками налогов и других обязательных платежей являются также индивидуальные предприниматели, в кодексе приводится понятие индивидуального предпринимателя, исполняющего свои налоговые обязательства.
   В кодексе приводятся понятия резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, т.к. плательщиками налогов и других обязательных платежей являются юридические и физические лица, которые делятся на резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан.
   Кодекс дополняется главами, содержащими положения об общих правилах исполнения налогового обязательства: понятие налогового обязательства, порядок и сроки исполнения, прекращение налогового обязательства и срок исковой давности по налоговому обязательству; база данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением; составление и порядок представления налоговой отчетности, представление уточненной налоговой отчетности и срок хранения налоговой отчетности; порядок уплаты налогов и других обязательных платежей при ликвидации и реорганизации юридического лица, в случае смерти налогоплательщика, а также исполнение банками платежных поручений, выставленных органами государственной налоговой службы; порядок предоставления и прекращения действия отсрочки и (или) рассрочки уплаты налоговой задолженности; порядок зачета излишне уплаченных налогов, возврат или зачет налогов, а также возврат других обязательных платежей и др.
   Также кодекс дополняется разделами, определяющими: • формы налогового контроля, виды и формы налоговых проверок, порядок их проведения и оформления результатов проверки; • налоговые правонарушения, виды налоговых правонарушений и ответственность, а также обжалование решений органов государственной налоговой службы.
   Более того, в кодексе систематизированы и обобщены налогоплательщики, объект налогообложения и налогооблагаемая база, которые являются элементами налогов. Кодекс дополняется положениями, которые не были предусмотрены в предыдущей редакции Налогового кодекса, в частности, понятиями доходов от выбытия основных средств и иного имущества; доходов от сдачи имущества в аренду; безвозмездно полученного имущества, имущественных прав, работ и услуг; доходов от списания обязательств; доходов, полученных по договору уступки требования; доходов в виде возмещения ранее вычтенных расходов или убытков; доходов от обслуживающих хозяйств; положительной курсовой разницы и др.
   В целях систематизации и упорядочения, финансовые услуги освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем кодекс дополняется отдельной статьей, определяющей обороты, в том числе финансовые услуги, освобождаемые от уплаты налога на добавленную стоимость.
   В целях обеспечения прямого действия Налогового кодекса, кодекс дополнен разделами, определяющими: • налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; • налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств; • единый социальный платеж, страховые взносы и обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд; • обязательные отчисления и сборы в Республиканский дорожный фонд; • государственная пошлина; • таможенные платежи; • сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг; • упрощенный порядок налогообложения; • порядок уплаты налогов и других обязательных платежей отдельными категориями налогоплательщиков, в частности, особенности налогообложения: юридических лиц, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции; налогоплательщиков, осуществляющих совместную деятельность по договору простого товарищества; дехканских хозяйств; рынков; юридических лиц и физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность; коллегий адвокатов, адвокатских фирм, адвокатских бюро и адвокатов.
   Таким образом, Налоговый кодекс в новой редакции является документом прямого действия, в котором упрощена налоговая система путем унификации правил исчисления и порядка уплаты по отдельным налогам; обеспечена стабильность налоговой системы, позволяющая предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочной основе, а также усовершенствовано налоговое администрирование и др., сообщает НИА "УзА".
   ИА "Альянс Медиа"