17.01.2008 Зоны свободного перемещения товаров и услуг создают ОДКБ и ЕврАзЭС «Если мы серьезно относимся к деятельности ОДКБ и ЕврАзЭС, то непременно придем к созданию «евразийского шенгена», как это сделали европейцы. Но для этого необходимо политическое решение. С таким предложением в прошлом году ОБКД обратилось к главам этих двух организаций, и они высказались за создание такой зоны», - заявил генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. Он также добавил, что консультации на уровне глав государств начнутся в ближайшее время. Евразийская безвизовая зона станет мощным стимулом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Этот процесс уже поторапливают страны-участницы этих двух организаций, подписывая договоры и соглашения о взаимодействии в различных отраслях. В мае прошлого года в Душанбе завизировано трансазиатское соглашение о сотрудничестве между Ассоциациями рынков, предприятий торгов и услуг Кыргызстана, Казахстана, Китая, Таджикистана. Участники соглашения рассчитывают, что на базе единой рыночной сети активизируются деловые контакты между предпринимателями, начнется организация выставок, ярмарок, семинаров, создание сети логистических терминалов. Уже предусмотрено и формирование транспортной корпорации для перевозки грузов, что позволит увеличить товарные потоки в регионе. Для Кыргызстана, который находится в транспортном тупике, открываются неплохие перспективы. Тем более что шесть стран СНГ договорились о формировании общего энергетического рынка, а Евросоюз одобрил проект новой стратегии сотрудничества со странами Центральной Азии. Этот документ вполне соответствует Концепции развития Содружества и открывает для республик среднеазиатского региона большие возможности. Тем более, что ЕС выделяет для организации трансграничного сотрудничества 12 млн. евро. Сообщая об этом на пресс-конференции в Бишкеке, временный поверенный представительства ЕС в Кыргызстане Йорг Кетелсен добавил: «Еще 5 млн. евро направлено в пять республик Средней Азии для реализации программы КАДАП, призванной поставить заслон распространению наркотиков. Кыргызстану, которому многое приходится начинать если не с нуля, то с новых позиций, нельзя упустить эти возможности. Тем более, что на первом этапе структурных государственных преобразований он ничего не потерял и, несмотря на почти двухгодовую неразбериху начал наращивать производство. Сейчас перед ним открываются перспективы сотрудничества со многими странами. Особенно в сфере транспорта. Большие возможности для стран региона открывает взаимодействие в рамках ЕврАзЭС, с которой начинает сотрудничество ООН. Это дееспособное, динамично развивающееся объединение стало важным институтом. Новый статус сотрудничества с ООН позволит организации более активно использовать международный опыт, научные разработки, инвестиции. Шесть стран ЕврАзЭС – Белоруссия, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан уже стали своего рода локомотивом на всем постсоветском пространстве. Это – основа экономической интеграции. Тем более, что к процессу подключилось и ОБСЕ, приняв на одной из конференций заявление о развитии трансазиатских и евразийских транзитных перевозках через Центральную Азию в русле возрождения Великого шелкового пути. Кыргызстану очень важно обозначить свое участие во всех этих проектах, поскольку они выводят небольшую республику в большой мир. Есть еще одна серьезная международная организация ЦАРЕС – Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество». «Средняя Азия – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Соседствуя с крупнейшими стремительно растущими странами, такими, как Россия, Китай, Индия, Пакистан. Это регион соединяет в себе Север и Юг, Запад и Восток. Если еще 10 лет назад Центральная Азия рассматривалась как регион, географически изолированный от мировых рынков, то сегодня это не так», - заявил «Голосу Америки» спецсоветник программы ЦАРЕС Йоханнес Линн. По его словам, инициатором этой программы 10 лет назад был Азиатский банк развития. В нее вошли Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме этого, в программе участвует шесть международных организаций – МВФ, Всемирный, Европейский, Исламский и Азиатский банки. К сотрудничеству пригласили и Россию, но она пока не проявляет интереса к ЦАРЕС и на совещания стран-участниц отправляет лишь наблюдателей. Некоторые эксперты полагают, что Москва не хочет оставаться в этом сильном экономическом блоке на вторых ролях. Иное дело Кыргызстан, который вместе с Таджикистаном кровно заинтересован в распределении водных ресурсов и развитии гидроэнергетики. Однако Узбекистан не желает участвовать в этих гидропроектах, поскольку видит в них угрозу водоснабжению своего сельского хозяйства, считает корреспондент американского радио. Подобная позиция характерна и для других стран, которые свои национальные интересы ставят выше региональных. Но как бы то ни было, страны Центральной Азии в прошлом году начали переходить к более глубоким формам интеграции, участие в которой диктует экономика. Резон весьма простой – объединение национальных экономических пространств, принесет выгоды всем участникам этого процесса. |