29.12.2007 Российских туристов ждут задержки чартерных рейсов Заплатив в два раза больше обычного за новогодний тур, российские туристы рискуют встретить этот веселый праздник в здании аэропорта, никуда из него не вылетев. Как заявили в Российском союзе туриндустрии (РСТ), в новогодние дни из-за большого потока туристов не исключены массовые задержки или отмены рейсов. По данным пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, поток туристов в последнюю неделю уходящего года и первые два-три дня наступающего по своему объему сравним с самыми загруженными периодами летнего сезона. А у российских авиакомпаний сохраняется нехватка судов, техническое состояние самолетов низкое, напоминает эксперт. «Все это может негативно сказаться на графике вылетов», – предупреждает г-жа Тюрина. При этом многие авиакомпании не смогут выполнить новые требования правил перевозки пассажиров, а именно накормить и разместить их в гостиницах. Эти правила, напомним, вступили в силу 21 октября 2007 года. Cуть их такова. В первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма (тоже бесплатных). Тем, кто путешествует с детьми до семи лет, должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание рейса длится более четырех часов, пассажиры имеют право на горячее питание. Далее кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Технически это выглядит так: обычно у каждой авиакомпании заключен договор с определенной точкой питания в аэропорту, где по специальным талонам неудачливым пассажирам можно перекусить. При задержке рейса на восемь часов пассажиров должны поселить в гостинице. При ожидании в ночное время размещение полагается после шести часов ожидания. Что касается денежной компенсации в случае задержки авиарейсов, то тут все осталось, как и было: за каждый час ожидания авиаперевозчик выплатит каждому пассажиру по 25 руб., но и на эти смешные деньги не стоит рассчитывать. По-прежнему действует положение, по которому перевозчики могут не выплачивать компенсации, если вылет задержали по техническим причинам. Как рассказала Ирина Тюрина, «все эти правила скорее формальность, потому что за их невыполнение никакой ответственности авиакомпания не несет». Единственный способ отстоять свои права – это судебное разбирательство, на которое не все готовы. Другие специалисты такие оценки подтверждают. По данным юридического агентства, при длительных задержках рейсов, когда туристы теряют целую ночь оплаченного отдыха на курорте, претензии или судебные иски подают около 10% пострадавших. По данным РСТ, даже в самом большом аэропорту «Домодедово» имеется в наличии 84 места в комнате матери и ребенка, тогда как в один день могут задержать более пяти рейсов по 300 человек на каждом. В гостиницах количество мест тоже, разумеется, ограниченно. Между тем поток туристов в конце декабря увеличится на 15–20% по сравнению с прошлыми новогодними праздниками. А метеослужба дает на конец декабря – начало января плохой погодный прогноз. Как рассказал начальник группы по связям со СМИ аэропорта «Домодедово» Эльдар Тузмухаметов, в предстоящие праздники там ожидают поток пассажиров на 20–24% больше, чем в прошлый Новый год. Сам по себе порт, уверяет он, такую массу людей «переварит», но за перевозчиков не ручается. «Что касается обеспечения закусками и водой, то мы за это ответственности не несем, этим должны заниматься авиакомпании. Со своей стороны, мы можем лишь оказывать посильное содействие», – сообщил г-н Тузмухаметов. Инфогруппа «Турпром» в начале 2007 года собрала информацию обо всех задержанных рейсах за предпраздничные и праздничные дни прошлого Нового года. По ее данным, общее количество пострадавших туристов можно оценить в 30 тыс. человек. При этом рассматривались задержки вылетов более чем на четыре часа. Типичные для новогодних вылетов 1–3-часовые опоздания в расчет не принимались. «На Новый год запланирована очень большая чартерная программа, но основная часть рейсов вылетит из нового терминала «C» с большой пропускной способностью, который открылся весной нынешнего года, так что проблем возникнуть не должно, – успокаивает руководитель центра общественных связей аэропорта «Шереметьево» Анна Захаренкова. – А если авиакомпании не выполняют своих обязательств перед пассажирами, то наш аэропорт добровольно берет на себя обязанности по расселению и кормлению туристов, а потом самостоятельно разбирается с недобросовестным авиаперевозчиком». Однако пока таких чудес в этом аэропорту не наблюдал никто. В 2006 году чартерными рейсами воспользовались 8,6 млн. россиян. В этой нише доминируют «Вим-Авиа», «Атлант-Союз», «Трансаэро», «Сибирь», «Красноярские авиалинии». Чартеры занимают около 28% рынка пассажирских перевозок на дальние расстояния. В Межгосударственном авиационном комитете СНГ считают такой показатель чрезмерно высоким. По их данным, в СССР чартерные перевозки составляли около 3% объема авиаперелетов на большие расстояния, такая же доля приходится на них сейчас на рынке США, а по Европе средний показатель составляет 5%. По подсчетам РБК и компании Infomost Communications, из крупнейших чартерных авиаперевозчиков за девять месяцев 2007 года чаще всего опаздывали с вылетом более чем на три часа самолеты «Красноярских авиалиний» (8,0% чартерных рейсов), «Вим-Авиа» (5,9%), «Оренбургские авиалинии» (5,1%), «Россия» (4,0%) и «Трансаэро» (3,6%). Всего за это время, по данным Росавиации, более чем на три часа задержано 4% чартеров, то есть 968 рейсов из 23,6 тыс. 70% задержек произошло в связи с техническим состоянием воздушных судов, 30% – из-за неудовлетворительных метеоусловий. 1 ноября Росавиация из-за постоянных задержек сократила на нынешний зимний сезон на 20–25% чартерные рейсы «Вим-Авиа» и на 10–15% – компаниям «Красэйр» и «Оренбургские авиалинии». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |