04.12.2007  Казахстан: Минфин предлагает новый налог для недропользователей

   Министерство финансов Республики Казахстан предлагает ввести в Казахстане налог на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога. Данная рокировка, по словам вице-министра финансов Даулета Ергожина, может последовать уже в 2009 году, если предложение своего финансового блока поддержит сначала правительство, а затем и парламент.
   А шансы на получение одобрения и тех и других достаточно велики. По словам вице-министра, данное изменение в случае его одобрения «обеспечит республику стабильными доходами от сырьевой базы, которая по праву принадлежит государству». Такая лестная характеристика относится прежде всего к замене рентного налога налогом на добычу полезных ископаемых, аналогичным российскому. «Его размер будет зависеть от объема добычи нефти и стоимости нефти на мировых рынках, а его введение позволит увеличить поступления от добычи полезных ископаемых в бюджет как минимум вдвое», – уточнил Даулет Ергожин.
   Причем по задумке Минфина новый налог будет распространяться на всех недропользователей. В том числе и тех, кто осваивает месторождения в режиме ранее заключенных контрактов.
   По мнению представителя Минфина, «на сегодняшний день есть определенные налоги, такие, как роялти и рентный налог, которые в общей массе уплаты налогов практически не уплачиваются». В то время как, по логике Минфина, «мы должны рентную прибыль, как это положено в любой другой экономике, извлекать, а при нынешнем росте мировых цен на минеральное сырье мы должны извлекать ее в максимальной форме». К тому же введение такого налога позволит установить в стране режим недискриминационности налогоплательщиков по виду их деятельности либо каких­то других ее особенностей.
   «Сегодня есть предприятия, которые действуют в текущем налоговом режиме: это те же предприятия обрабатывающей промышленности, торгово­операционные компании, которые осуществляют нормальную хозяйственно-финансовую деятельность, но не недропользование. И во многих случаях они платят налогов больше, чем некоторые недропользователи. Но не должно быть дискриминации по признаку: ты – недропользователь, значит, ты должен платить меньше. Все должны платить одинаково», – проиллюстрировал Даулет Ергожин.
   Есть и еще один немаловажный момент – введение нового налога, который в Минфине считают «одним из самых прозрачных», взамен «доказавшего свою неэффективность и непрозрачность» позволит упростить администрирование сборов с недропользователей. Помимо этого, по мнению Даулета Ергожина, принятие налога на добычу полезных ископаемых уменьшит налоговую нагрузку на реальный сектор экономики. «В случае если будет принят налог на добычу полезных ископаемых, у государства, у бюджета появится возможность сократить налоги для реального сектора экономики, то есть мы можем увеличить поступления с одной части и снизить – с другой, и в этом случае можно говорить о реальном управлении фискально­экономической политикой государства, что невозможно сделать сейчас. Так что, на наш взгляд, прирост доходов по этому виду налогов будет иметь положительное влияние на диверсификацию экономики», – подчеркнул он.
   И все­таки главным побудительным мотивом для введения нового налога является справедливое распределение тех сверхдоходов, которые дает инвесторам нынешний рост цен на нефть. «В тот момент, когда растут цены на минеральное сырье во всем мире, Казахстан, владелец минерально-сырьевой базы, должен получать адекватную прибыль и извлекать свой доход. Это заложено в любом принципе экономики», – сказал Даулет Ергожин журналистам. Причем, по его мнению, недропользователи примут предлагаемое изменение, мягко говоря, без энтузиазма, но в целом на благоприятность инвестклимата в республике это не повлияет.
   «Во­первых, налог на добычу полезных ископаемых в случае его одобрения будет взиматься взамен существующего рентного налога, и потом, те выгоды и те экономические выкладки, которые закладывались в контракты с инвесторами при их заключении, уже давным-давно окупились. Потому что цена на нефть возросла с момента заключения тех контрактов, о которых мы сейчас ведем речь, в десятки раз. То есть справедливое изъятие сверхдоходов недропользователей на сегодня вполне оправданно со стороны государства», – считает вице-министр. Одновременно он признает право инвестора оспорить начисление нового вида налога – в этом случае, по его словам, недропользователям необходимо будет доказать государству, что вводимый налог нарушил баланс их экономических интересов. «Но, на мой взгляд, они не смогут этого доказать, так как если сравнивать базовые условия контрактов на СРП на дату их подписания и сегодняшнее условие, то мы увидим, что недропользователи получают сверхдоходы, а республика при этом не увеличивает свой доход. Поэтому, наоборот, здесь Казахстан должен поднимать вопрос о недополучении какой­то части прибыли», – убежден Даулет Ергожин. По его мнению, это не должно отпугнуть того или иного инвестора, поскольку такие нормы права существуют во всех развитых государствах, в частности, в США и Великобритании есть нормы права, которые позволяют государству устанавливать ту или иную ставку налогов для извлечения прибыли.
   Помимо этого представитель Минфина подтвердил поддержку своим ведомством идеи исключения СРП (Соглашений о разделе продукции) как вида контракта с недропользователями из законодательства страны. Вице­министр пояснил, что «это не будет касаться ранее заключенных контрактов, то есть они останутся в действии». Однако новых СРП заключать финансисты государству решительно не рекомендуют, поскольку «видят по цифрам, что они невыгодны нашей стране». По словам вице-министра, выгодны стране контракты на разведку и добычу, лицензии и так называемые «сервисные соглашения», которые распространены на Ближнем Востоке. Последние подразумевают, что «все месторождения, минеральные ресурсы останутся в собственности государства, которое лишь нанимает компанию, чтобы она разработала месторождение, осуществила ее эксплуатацию и получала за это денежное, а не натуральное вознаграждение».