14.11.2007 Приоритет для банка ВТБ - работа с крупным и средним бизнесом Банк ВТБ реализует стратегию достижения долгосрочного лидерства в сегменте корпоративного бизнеса на российском рынке. Главный элемент этой стратегии — интенсификация работы региональных филиалов. Группа ВТБ — одна из крупнейших на российском банковском рынке. В рамках реструктуризации бизнеса более полутора лет назад в группе произошло разделение. Приоритетом для банка ВТБ стало развитие бизнеса с крупными и средними компаниями России, а на базе приобретенного ГУТА-Банка был создан ВТБ-24, который занялся работой на розничном рынке. Эти изменения позволили сконцентрировать усилия банков группы и достичь значительных успехов. Рыночная капитализация ВТБ по итогам проведенного в мае 2007 года IPO превысила 35,5 млрд долларов. Размер собственных средств по состоянию на 1 июля 2007 года составил 343 млрд рублей, чистых активов — 1 051 млрд. ВТБ сейчас один из ведущих кредиторов российской экономики. Его кредитные вложения в нефинансовый сектор на 1 июля 2007 года превысили 440 млрд рублей. В планах группы — через десять лет контролировать не менее 15–20% рынка корпоративного бизнеса в России. Ведущую роль в развитии корпоративного бизнеса группы играют региональные филиалы банка ВТБ. В настоящее время кроме экстенсивной задачи (которая предусмотрена концепцией регионального развития ВТБ на территории РФ на 2007–2010 годы) — обеспечения присутствия корпоративного и розничного банков группы в абсолютном большинстве регионов России, одной из приоритетных является еще и задача интенсивного роста. Активизация работы филиалов банка ВТБ — один из главных двигателей роста корпоративного бизнеса группы. О том, как развивается бизнес ВТБ в Новосибирской области, о тех возможностях, которые может предложить бизнесу один из главных кредиторов сибирской экономики, а также о своих оценках тенденций роста крупных компаний рассуждает управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Новосибирске Юрий Каурцев. В.: Зона ответственности банка ВТБ — это корпоративный бизнес — средние и крупные компании. Каковы критерии, по которым вы относите клиентов к той или иной категории? О.: Для нас средний бизнес начинается с годовой выручки в 90 миллионов рублей. От 90 миллионов до 2 миллиардов рублей — средний бизнес. Выручка более 2 миллиардов — крупный бизнес. В.: Существуют ли особенности работы с компаниями, относящимися к среднему и к крупному бизнесу? О.: Сделки с крупными компаниями — гораздо более долгий и трудоемкий процесс. У них намного больше возможностей для того, чтобы получить средства в других банках. Как правило, у крупного бизнеса процесс согласования всех параметров сделки занимает больше времени. В.: Как отличаются друг от друга требования, которые предъявляют к финансовым учреждениям крупный и средний бизнес? О.: У среднего бизнеса сегодня практически такие же требования, как и у крупного. А если говорить о скорости обслуживания и ставкам по кредитованию, то эти критерии даже жестче. Крупный бизнес живет большими временными отрезками, планирует свои действия на длительный период. Большие суммы и большие обороты требуют более взвешенного подхода. Средний бизнес динамичнее, время принятия решений гораздо короче. Поэтому таким компаниям нужна и от банка соответствующая скорость решения. Растет грамотность финансовых служб сибирских компаний. Мы постоянно отмечаем это в ходе переговоров. Нас очень радует, что бизнес растет и что вместе с этим повышаются его квалификация и профессионализм. Надеюсь, что вместе с нашими усилиями этот процесс пойдет еще быстрее. В.: Насколько работа с крупными клиентами конкурентна сейчас? О.: Количество компаний, относящихся к этой категории, традиционно невелико, а банков, которые готовы предоставить им финансовые ресурсы и заинтересованы в таких клиентах, очень много. Поэтому этот сектор рынка всегда был и будет высококонкурентным. ВТБ активно работает на рынке Новосибирской области фактически полтора года. Сейчас еще идет процесс становления взаимоотношений банка и крупного бизнеса. Крупные корпоративные клиенты являются VIP-клиентами и в других крупных банках. Поэтому мы должны предложить им лучшие условия, лучшие продукты, больше возможностей для развития бизнеса. Раньше сами клиенты бегали по банкам и искали финансирование. Сейчас в Новосибирской области зарегистрировано порядка 86 финансовых учреждений. Поэтому теперь уже банки бегают за клиентами. Услугами, которые есть у всех, заинтересовать трудно. Каждое предприятие индивидуально по своей сути и банк должен к нему найти индивидуальный подход. В.: Как за последние годы изменились критерии, по которым корпоративные клиенты выбирают банковские учреждения? О.: Клиенты ориентируются на три ведущих фактора. Это скорость обслуживания, ценообразование банка и его возможности. Эти факторы сейчас играют главную роль в том, что компания выбирает тот или иной банк. В этом году мы остро ощутили конкуренцию по ставкам и по срокам обслуживания. Все банки сейчас сокращают сроки обслуживания. Это требование времени — бизнес растет быстро, банк должен соответствовать ритму, который задает растущая экономика. В.: Какие новые предложения появились у банка в этом году и какие появятся в следующем? О.: Наш банк на сегодня располагает всем спектром финансовых инструментов, необходимых корпоративным клиентам. Но существуют у нас и эксклюзивные продукты, которые не могут предложить своим клиентам наши конкуренты. Одно из сильных преимуществ группы ВТБ — это существование зарубежных дочерних банков. Сейчас ВТБ один из немногих банков, который имеет дочерние банки и филиалы не только в странах СНГ, но и в Европе, Азии и Африке. В условиях мировой интеграции, развития межгосударственных связей ВТБ является самым удобным с точки зрения развития крупного и среднего бизнеса. У нас есть опыт обслуживания реальных сделок, когда наши клиенты напрямую сотрудничают с европейскими и азиатскими банками, используя возможности ВТБ. Мы помогаем нашим клиентам выходить за рубеж и включаться в программы кредитования через зарубежные банки, что удешевляет кредитные ресурсы. Эти возможности удобны как для импортеров, так и для экспортеров. Также в стадии разработки находится процедура кредитования российских экспортеров под экспортную выручку. В настоящее время такая возможность есть, но предоставляется она на индивидуальной основе. Со следующего года эта услуга должна заработать в режиме стандартной. Я уверен, что это даст новый импульс для развития бизнеса нашего банка в Сибири. Дело в том, что существует большое количество организаций, которые не имеют достаточного залогового обеспечения для кредитных сделок, но на протяжении десятка лет имеют успешный опыт работы с зарубежными партнерами. Кредит под экспортную выручку позволит дать дополнительный импульс росту их бизнеса. В.: Какие отрасли в 2008 году станут приоритетными в работе банка? О.: Основные отрасли, на которые мы делаем упор, — это энергетика, строительство. Большая работа была проведена с компаниями из области связи. Также активно мы развивали отношения с лизинговыми компаниями. В последнее время началась работа с компаниями из сферы торговли, с крупными холдингами. В 2008 году она будет продолжена. Наш филиал в 2008 году будет заниматься кредитованием отраслей, которые будут активно модернизироваться, развивать производственные мощности, продолжать экспортные операции. Мы следим за крупными и финансовоемкими направлениями бизнеса. Новосибирский рынок сегодня имеет большой потенциал для роста, который мы поможем реализовать. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Сибирь" |