07.11.2007  Товарооборот России и Беларуси вырос более чем на 22%

   Беларусь и Россия должны «демонтировать» ограничения во взаимной торговле, заявил во время своего первого в октябре визита в Минск глава правительства России Виктор Зубков.
   Тогда, во время встречи с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским российский премьер высказался за скорейшую реализацию всех планов, обозначенных в соглашении о взаимной торговле от 23 марта 2007 года.
   «Реализация достигнутых договоренностей в полном объеме должна привести к демонтажу ограничительных мер во взаимной торговле», — подчеркнул Зубков. По мнению российского премьера, «это позволило бы более успешно решать задачи по формированию единого экономического и таможенного пространства».
   Зубков также тогда отметил позитивную динамику во взаимной торговле в 2007 году. По официальным данным, в январе-августе товарооборот вырос более чем на 22%, превысив $15 млрд. Белорусский экспорт растет ускоренными темпами — на 28,3% и составил $5,5 млрд, российский экспорт вырос на 19,6% и составил более $10 млрд.
   И вот, спустя лишь месяц после визита премьера Зубкова в Минск, в отношениях между двумя странами стали проявляться признаки очередной « торговой войны».
   Раньше конфликты разгорались из-за сахара, пива, табака. Теперь, похоже, очередь дошла да масла и сыра. По данным Российского союза предприятий молочной отрасли, на долю Беларуси приходится 13–15% от потребляемого в России сыра и масла. Кроме того, ограничительные меры идут вразрез с заявлениями Александра Лукашенко, выступающего за создание зоны свободной торговли со странами СНГ и, прежде всего, с Россией.
   Вполне вероятно, полагают некоторые эксперты, что Беларусь готовится принять решение ограничить поставки в Россию молочной продукции. Дело в том, что молока не хватает самой Беларуси.
   Некоторое время назад в белорусское правительство поступило предложение министерства торговли об ограничении вывоза из страны масла животного и сыров. «В последнее время начала ухудшаться ситуация с обеспечением населения молочными продуктами, — говорилось в официальном комментарии министерства, направленном в СМИ в связи с указанной инициативой. — В магазинах города Минска сузился ассортимент цельномолочной продукции, масла животного и сыров. Из-за недостатка сырья для производства продукции минские молочные заводы не в состоянии в полной мере обеспечить заявки торговых организаций».
   Следует отметить, что признаки молочного дефицита в Беларуси появились еще в сентябре. С прилавков, прежде всего, стало исчезать фасованное молоко, являющееся основным продуктом питания белорусских пенсионеров Версия о том, что именно Россия виновата в «молочном» кризисе, который охватил сегодня Беларусь, является доминирующей. Как сообщают белорусские СМИ, из пограничных с Россией регионов белорусское население и индивидуальные предприниматели стали массово вывозить молоко, сметану, сливки, сыры и сливочное масло в Смоленск и другие российские регионы. За сентябрь-октябрь, по официальной информации, реализация цельномолочной продукции в белорусском приграничье выросла на 30%. Причиной такого роста является диспаритет цен на молочную продукцию в двух государствах.
   С 10 октября правительство Беларуси повысило на 10% закупочные цены на продукцию молокопроизводителей. Но это повышение не позволяет в полной мере решать проблемы, связанные с повышением рентабельности сельхозпредприятий. Министерство торговли предложило ограничить экспорт сливочного масла и твердых сыров до полного насыщения внутреннего рынка.
   Однако с этим предложением министерство сельхозпродукции категорически не согласно. Там считают, что ограничение экспорта тех или иных товаров означает лицензирование и введение контрольных мер. Маловероятно, что кто-то из мелких торговцев придет за лицензией в министерство.
   В своих комментариях по этому поводу правительственные чиновники отмечают, что в странах-соседях — России, странах Евросоюза — наблюдается рост закупочных цен на молоко. Поэтому, необходимо поставить белорусских производителей в равные условия. Инициатива по ограничению экспорта «также позволит предотвратить стихийный вывоз продукции». Кстати, это уже третье повышение закупочных цен на белорусское молоко в текущем году. Предыдущее было в сентябре. Но с запретом на вывоз этой продукции в Россию правительство Беларуси пока не определилось. А складывающаяся ситуация в торгово-экономических отношениях между Беларусью и Россией стала дополняться новыми заявлениями.
   На днях, через агентство «Интерфакс» и другие СМИ было распространено заявление о том, что Беларусь не согласна с претензиями министерства экономического развития и торговли России по поводу не выполнения белорусской стороной соглашения по развитию торгово-экономического сотрудничества.
   "Совет министров Союзного государства рассмотрел вопросы и констатировал, что соглашение выполняется. По ряду вопросов есть проблемы, они обозначены и намечен способ их решения", - заявил, заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков.
   Вице-премьер считает, что "не стоит ничего драматизировать, идет нормальная работа. Если кто-то хочет драматизировать ситуацию, что-то накалять, мы считаем, что никакой экономической почвы для этого нет".
   Таким образом, он прокомментировал заявление представителей МЭРТ РФ о том, что Беларусь до сих пор не отменила около 20 мер в торговых отношениях с Россией. В частности, российская сторона считает дискриминационной меру по введению Беларусью специального импортера по табаку. "Это не является нарушением правил и принципов всемирной торговой организации", - заявил вице-премьер белорусского правительства.
   Кроме того, А.Кобяков отверг претензии по поводу не предоставления российским компаниям равных условий при осуществлении государственных закупок в Беларуси. "Мы не считаем это претензией, поскольку такого запрета нет, все права соблюдаются. Если есть конкретные проблемы по каким-то конкурсам, то они есть как в Беларуси, так и в России, и эти вопросы решаются в рабочем порядке", - заявил А.Кобяков. При этом подчеркнул, что "на законодательном уровне у нас по этому вопросу никаких препятствий нет".
   Можно напомнить, что накануне заявления А. Кобякова, начальник отдела по доступу на внешние рынки департамента торговых переговоров Минэкономразвития Вероника Никишина заявила в интервью "Интерфаксу", что Беларусь до сих пор не отменила порядка 20 мер в торговых отношениях с Россией, которые нарушают двусторонние соглашения.
   "С момента подписания Соглашения по развитию торгово-экономического сотрудничества, с 23 марта 2007 года Беларусь уже отменила 16 мер из 38, которые мы выявили на начало года и которые нарушали двусторонние соглашения", - сказала она.
   По словам российского чиновника, Беларусь считает, что некоторые ограничения не являются дискриминационными и планирует их сохранить. "Мы считаем, что это не так, и наша дискуссия продолжается, а рассудить нас некому", - сказала В.Никишина. Она сообщила, что одним из самых серьезных проблемных вопросов является доступ к госзакупкам. В.Никишина пояснила, что в российском законодательстве есть норма, которая предоставляет иностранным компаниям из любой страны равные права с российскими - при условии, что российским компаниям предоставляются равные условия при госзакупках в этой стране.
   "Мы предоставляем белорусским компаниям равные права в доступе к госзакупкам, а Беларусь нам - нет. По сути, в Беларуси действует преференциальный режим для своих производителей", - сказала она.
   Кроме того, по ее словам, остаются серьезные разногласия по поставкам в Беларусь табачных изделий, рыбы и морепродуктов. Учитывая, что у России с Беларусью - зона свободной торговли, введение каких-либо ограничений, в том числе квот, запрещено. 23 марта, подписав двусторонне соглашение, Беларусь обязалась отменить эти квоты. «В результате Беларусь заменила квоту эквивалентной, на наш взгляд, мерой – введением специального импортера по табаку и нескольких специальных импортеров по рыбе", - отметила В. Никишина.
   Специалисты считают, что после нынешнего резкого скачка цен в России, их снижения вряд ли стоит ожидать. Принятые в России меры по замораживанию цен позволяют надеяться лишь на некоторую стабильность. Безусловно, ситуация на российском рынке неизбежно отразится и на потребительском рынке Беларуси. И, возможно, на внутриполитической ситуации в обеих частях виртуального союзного государства.