04.10.2007 А.Илларионов: начинается этап перехода к «условной» частной собственности В последние 15-16 лет в России идет процесс разворачивания демократии вспять, новый этап напоминает период ханства и Золотую Орду, когда идет «раздача ярлыков на княжение в отдельных регионах». В первую очередь это коснулось национальных республик, но процесс распространяется на все регионы. Между тем, использование абсолютной власти всегда сопряжено с катастрофой институциональной. В том числе с разрушением гражданских институтов, искажением понятия частной собственности. Такой неутешительный прогноз сделал президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона (Вашингтон) Андрей Илларионов на прошедшей 4 октября в Независимом пресс-центре пресс-конференции на тему «По событиям текущего момента». А. Илларионов признался, что поводом для пресс-конференции послужило начало нового этапа в РФ, связанного с изменениями в составе Правительства РФ и решением Президента РФ возглавить список партии «Единая Россия». «Фактически перелом наступил. В настоящее время начался процесс юридического оформления этого перелома. Он начался в сентябре и продлится до конца первых месяцев 2008 года», - считает эксперт. А. Илларионов делает ряд выводов. Вывод первый: третьего президентского срока не будет, как не будет президентских выборов с содержательной точки зрения и реальной конкуренции между кандидатами. У выборов фактически один избиратель – В. Путин. Поэтому судьба власти в России будет решаться в декабре на выборах в ГД. «Это главные выборы в стране, и все ключевые события произойдут не в марте, а в декабре», - убежден президент Института экономического анализа. А. Илларионов отмечает, что критерии определения кандидата в президенты неоднократно повторяются в выступлениях В. Путина, что означает, что он фактически определился с кандидатом. При этом решающим событием «с точки зрения юридического оформления перелома» он считает 2 декабря 207 года. Именно после выборов в ГД стоит ожидать радикальных изменений и уточнений направления развития страны. Однако считать, что Россия превратится в парламентскую республику нет оснований. «2 декабря 2007 года произойдет всенародный плебисцит по вопросу доверия одному единственному человеку в стране. Исход предсказуем: его результатом станет завершение юридического оформления нового политического режима, основным содержанием которого станет концентрация в руках одного человека абсолютной власти. Произойдет юридическое оформление отсутствия какого-либо контракта для человека, получившего абсолютную власть по отношению к кому бы то ни было: ни по отношению к партии, список которой он возглавил, ни в отношении ГД и СФ, ни по отношению к избирателям, правительству и бюрократическому аппарату. Это и есть перелом. Причем открытый перелом», - убежден эксперт. По его мнению, не столь важно, какую должность будет формально занимать В. Путин, важно, что он будет делать с этой абсолютной властью. А. Илларионов признается, что давать прогнозы по этому весьма затруднительно, для этого необходимо проанализировать итоги прошлых 8 лет. При этом он считает, что ряд событий этого периода заслуживает не только негативную, но и позитивную оценку. Первый очевидный результат, по его словам, «приличное качество» макроэкономической и бюджетной политики, осуществляемой в последние годы. И в этом он видит заслугу не только Минфина, ЦБ, но и непосредственно В. Путина. В том числе, «его личный вклад в противостояние «голландской болезни», в формирование стабфонда и сдерживание по немедленному его использованию». В то же время, по оценкам эксперта, наблюдается ухудшение этой политики. К таким решениям он отнес отказ от снижения налогов в условиях сохранения в последние три года бюджетного профицита в размере 8% от ВВП. «Очевидно, что такой чудовищный размер профицита является результатом не краткосрочного развития, он приобретает структурный характер. Поэтому сохранение существующего уровня налогов является явным ударом по российской экономике», - пояснил А. Илларионов. Другим ударом он назвал решение об использовании средств стабфонда для финансирования государственной пенсионной системы. По его мнению, необходимо осуществлять приватизацию пенсионной системы с переходом к накопительной системе частного образца. Касаясь вопросов экономического роста, А. Илларионов отметил, что он объективно существует, но и здесь присутствует проблема. В текущем году впервые после августа 1998 года проявилась тенденция остановки роста и сокращения объемов промышленного производства, измеренная с учетом сезонного выравнивания. Эта остановка наблюдается в последние шесть месяцев после достигнутого пика в феврале. Так, за шесть месяцев с учетом сезонного выравнивания августовский показатель объемов на 1,3% ниже, чем в феврале 2007. Наибольший спад затронул нефтедобывающую отрасль, газовую промышленность, машиностроение, пищевую и легкую промышленность. Другая проблема, касающаяся экономического развития, по мнению эксперта, заключается в том, что Россия за последние 7 лет по темпам прироста ВВП на душу населения заняла 12 место среди пятнадцати стран - бывших республик СССР. При этом в 1999-2000 гг. она занимала третью позицию в общем списке. «Иными словами, вне всякого сомнения есть улучшения экономики, но в динамической системе координат относительно других постсоветских стран Россия оказалась в одном ряду с Узбекистаном, Молдовой и Киргизстаном», - отмечает А. Илларионов. Третий результат, достигнутый за последние 8 лет, - это «похороны воссоздания СССР в какой либо форме. Как результат того, что второй этап распада российской империи завершен. На повестке дня третий этап распада российской империи, и на этом поприще также достигнуты большие успехи», - отмечает эксперт. По его словам, по прошествии 7 лет произошла дифференциация политических режимов «с трендом этнизации целого ряда регионов России. Ключевым параметром является фактическое прекращение вмешательства со стороны Кремля на кадровом уровне и при перераспределении властных полномочий в ключевых национальных регионах РФ. Причем невмешательство распространяется вне зависимости от консервативности или либеральности национальных лидеров». Это четвертый результат восьмилетней эволюции. Пятый результат – разрушение всех институтов современного государства и общества: региональных выборов, политических партий, независимых СМИ, самостоятельной представительней и исполнительной власти. Одновременно с этим быстрыми темпами идет процесс разложения силовых органов государства, включая отряды ФСБ, прокуратуры, ОМОН. Это означает, что уничтожение институтов, которое происходило для безопасности власти, приводит к тому, что безопасность снижается, так как повышается риск «дворцовых переворотов». Шестой результат – фактическая ликвидация политических прав и гражданских свобод. Причем ликвидация таких важнейших гражданских свобод, как неприкосновенность имущества, жилища, личности. «Ликвидация гражданских свобод касается не только политических оппозиционеров, но и самых лояльных граждан. Достаточно вспомнить подготовку к экономическому форуму в Лондоне. Один комментарий из-за кремлевской стены и вместо Лондона все представители бизнеса отправились на Петербургский экономический форум», - напомнил А. Илларионов. Седьмой вывод - разрушение институтов не означает в принципе ликвидацию институтов, а лишь ликвидацию институтов современных. «На смену современным частично контрактным институтам власти приходят институты абсолютной власти. При этом идет процесс эволюции отношения к собственности – от почти безусловной частной собственности к условной, ограниченной исполнением собственниками служебных обязанностей и повинностей. Речь идет о таких "повинностях", как приобретение СМИ, газет, телеканалов, выполнение функций губернаторов или менеджеров госкорпораций, осуществление престижных проектов реконструкции дворцов или олимпийских объектов в г. Сочи. Набор повинностей богатый, но его наличие само по себе означает переход от безусловной частной собственности», - считает эксперт. Он отмечает, что в любом случае при неисполнении «служивых повинностей» и тем более при «откровенном бунте» собственность будет изыматься. И любая попытка уйти со службы не удается. По крайней мере, Абрамовичу не удалось уйти с поста губернатора Чукотки. «От службы так просто не отказаться, так как решение служить или не служить принимает один человек. У назначенца нет права разорвать контракт, так как никакого контракта не наблюдается. Собственность в современной России условна, вне зависимости от размеров и источников происхождения. Единственным условием ее сохранения является хорошая служба на государство. Это самый важный результат произошедшей за последние 8 лет эволюции в России», - заявил А. Илларионов. Он также озвучил восьмой результат эволюции – паралич эффективности госвласти и хаотизация общественных процессов. Результат номер девять, по его словам, - это смена характера процесса исторического изменения институтов государства на прямо противоположный цивилизованному: «в России деградация государства через стадию стационарного бандита двигается в сторону кочевого. В силу этого встает главный вопрос: какую задачу ставит новый режим, пытаясь оформить его в течение ближайших месяцев? Речь идет не о национализации, а о суверенизации не только активов, но и людей с переходом от частной собственности к условной с соблюдением обязанностей "по служивым повинностям". Решение этой задачи весьма вероятно при условии абсолютной власти», - заключил А. Илларионов. ИА "Альянс Медиа" |