14.03.2006 Российский алкоголь консолидируется против украинской водки Вчера российский Союз участников алкогольного рынка (СУАР) распространил заявление, в котором призвал отечественных производителей алкоголя к консолидации. Такая необходимость, по мнению cоюза, продиктована тем, что украинские участники алкогольного рынка намерены в 2006 г. значительно упрочить свои позиции в России: «Союз-Виктан» откроет второй завод, «Хортица» построит первый, а Nemiroff планирует купить уже действующее предприятие. Украинские производители считают, что заявления СУАРа – это попытка найти внешнего врага. Российские производители, в свою очередь, полагают, что «украинская угроза» сильно преувеличена. Некоммерческая организация СУАР образована в 2003 г. В ее состав входят 47 крупнейших российских алкогольных компаний. Среди них производители: ЗАО «Веда», ЗАО «ЛВЗ "Топаз"», ОАО «МКШВ», ЗАО «Псковпищепром», ООО «ЧЗАП "ОСТ-Алко"», ЗАО «Столичный трестъ», ООО «Традиции качества», ЗАО «Ливиз», корпорация «Алтайспиртпром», ОАО «Магаданский ЛВЗ» и другие; операторы оптового рынка: ООО «Вестор-Русс», ООО «СВА-ОПТ»; компании – импортеры: ООО «Совагроимпорт», Холдинг «Винный мир», ООО «Перно Рикар Русь», ООО «Национальный винный терминал», ЗАО «Сварог» и др. Членами СУАРа производится 25% российской водки, 32% слабоалкогольных напитков, 15% отечественных виноградных вин, 15% шампанских вин, 15% отечественных коньяков, импортируется 80% всех вин и спиртных напитков в Россию. Президентом СУАРа является Осман Парагульгов, который по совместительству занимает должность исполнительного секретаря экспертного совета Федеральной таможенной службы. Его брат – Муса Парагульгов – возглавляет Московский межреспубликанский винодельческий завод. Вчерашнее заявление СУАРа уже не первый случай, когда российские алкогольные объединения пытаются обвинить украинских производителей в ущемлении российских игроков. Год назад бывший глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин написал письмо российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором заявлял, что украинские импортеры крепкого алкоголя являют собой серьезную угрозу российскому рынку и позициям отечественных производителей. По оценкам СУАРа, в 2005 г. рынок украинской водки и настоек в нашей стране вырос до 7%, что практически вдвое больше, чем в 2004 г. Всего в прошлом году Украиной произведено около 33 млн дал легальной продукции (водка, настойка), из которых около 10 млн дал отправлено в Россию. В Союзе обращают внимание на то, что в 2005 г. украинские компании вышли на уровень производства, который полностью смог бы обеспечить потребности их рынка в легальной водке, но при этом треть отправили в Россию. Чтобы не потерять долю рынка, СУАР предлагает национальным производителям сформировать единое лобби. По словам президента Османа Парагульгова, консолидация должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы совместными усилиями лоббировать свои интересы перед законодательными органами. Украинские производители считают, что СУАР просто переваливает все «с больной головы на здоровую», пытаясь найти внешнего врага. «Рынок есть рынок, конкуренция есть конкуренция, поэтому побеждает тот, кто грамотнее выстраивает свою маркетинговую стратегию, у кого продукт получится качественнее», – заявил председатель наблюдательного совета компании «Союз-Виктан» Андрей Охлопков. Кстати, в компании «Союз-Виктан» оговариваются, что их самих уже можно воспринимать как российских производителей, поскольку они платят налоги в российскую казну. Участники рынка склонны полагать, что СУАР несколько сгущает краски, говоря об угрозе со стороны украинцев. «Усиление на нашем рынке украинских производителей – это, как мне кажется, раздутая угроза, – заявил директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов. – Присутствие украинских продуктов в той тележке, которую мы везем к кассе, не столь велико, поэтому ситуация с украинским алкоголем не так страшна для российского рынка, как это пытаются представить». По мнению г-на Романова, российским производителям нужно искать какие-то внутренние резервы для того, чтобы их продукция, которая и так пользуется большим спросом в России, противостояла иностранной продукции, в том числе украинской. «Этого нужно достигать за счет рыночных механизмов. Поддерживать какие-то административные рычаги воздействия мне кажется весьма неразумным», – заключил директор. В компании «Ост-Алко», которая входит в СУАР, также не видят ничего страшного в растущей доле украинских производителей. По словам заместителя директора ТД «Черноголовский» (входит в группу ОСТ) Андрея Сергеенкова, консолидация отечественных игроков нужна, прежде всего, для внешнего рынка, чтобы за рубежом только водка из России считалась настоящей русской водкой. На внутреннем же рынке должна быть конкуренция. ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily |