11.08.2007  Кыргызстан: стоимость таможенных процедур влияет на конкурентоспособность

   Очевидно, что высокая стоимость экспортно-импортного регулирования прямым образом отражается на уровне конкурентоспособности страны. Кыргызстан находится вдали от традиционных мировых рынков. У нас во многих сферах экономики применяются устаревшие оборудование и технологии, которые вызывают удорожание выпускаемой продукции. Дополнительную «нагрузку» на товары накладывает и уровень коррупции чиновников. В итоге сегодня о конкурентоспособности отечественной продукции говорить очень сложно.
   Насколько конкурентоспособна наша экономика и что следует делать государству, чтобы улучшить этот показатель? Ответ на вопрос можно найти, сравнив стоимость экспортно-импортных процедур в Кыргызстане и соседних странах.
   Стоимость издержек логистики. По данным исследования, проведенного Германским обществом технического сотрудничества (ГТЦ), стоимость логистики экспортных операций в Кыргызстане составляет 20-23 процента от стоимости товара. Это один из самых высоких показателей в мире. В развитых странах совокупные расходы на логистику составляют лишь 10-15 процентов от стоимости торговли. В Центральной Азии этот показатель выше только в Таджикистане.
   По индексу восприятия логистики Всемирного банка в 2006 году Кыргызстан занимал 104-е место из 150 обозреваемых стран. Количество требуемых документов для ведения торговли приблизительно в два раза больше по сравнению с Россией и КНР. Чтобы импортировать товары в Кыргызстан, требуется в пять раз больше времени, чем в Китае.
   Для осуществления ввоза товара в Кыргызстан, например, требуется получение 18 документов, 27 подписей, и чтобы их собрать, необходимо 127 дней. Для сравнения, в России и Китае для аналогичных экономических операций требуется 8 и 11 документов соответственно, 10 и 9 подписей. В России этот процесс занимает 35 дней. В Китае необходимые документы и подписи можно собрать за 24 дня.
   Структура издержек логистики. Издержки логистики включают в себя ряд услуг: транспортные; связанные с таможенными операциями; таможенного складирования и хранения. Рассмотрим каждую из составляющих.
   Официальные платежи за транспортные услуги при проезде в Германию или Турцию составляют соответственно 7-8 и 10-15 процентов от стоимости груза. Кроме того, приходится производить неофициальные платежи (взятки). Их объемы, по данным исследования ГТЦ, составляют соответственно 10-12 и 2-3 процента от стоимости груза.
   Услуги таможенного складирования и хранения включают в себя лицензионные платежи и предоставление помещений с необходимой инфраструктурой. Несмотря на то что в этом отношении для бизнеса нет законодательных ограничений, высокая стоимость лицензий и жесткие требования к инфраструктуре создают серьезные барьеры для частного сектора на этом рынке. Выполняемые ранее государством функции фактически переданы предпринимателям без выполнения главного условия – создания конкурентной среды. В итоге на этом рынке мы имеем монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.
   Издержки, связанные с таможенными декларациями, включают в себя необходимость оформления большого числа документов, частые контакты с сотрудниками ГТК КР и плату за транспортировку под ее контролем. Можно привести много примеров, когда такие процедуры нечетко прописаны в законодательстве. В частности, требование лицензии с гарантией в 1 миллион сомов, таможенный конвой, гарантийное письмо, а также внесение депозита на счет таможни, свободный таможенный склад и т.д.
   Что может дать казне упрощение экспортно-импортных процедур? Речь не идет о контрабанде, хотя снижение стоимости процедур может немного повлиять и на ее сокращение. Здесь рассматривается снижение прямых издержек. По оценкам ГТЦ, общая экономия от упрощения этих процедур до 2015 года может составить около $0,7-1,3 миллиарда. Потенциальная экономия может составить от 1,5 процента от уровня ВВП в 2008 году до 4,5 процента в 2015 году. При этом, как отмечают эксперты ГТЦ, значительная экономия может быть достигнута уже на второй год после улучшения условий ведения торговли.
   Цифра, конечно, внушительная и сравнима с годовым бюджетом страны. Но даже если только часть из этой суммы в реальности можно было бы сберечь, думаю, игра для государственного бюджета стоила бы свеч. Изменится направление потока этих денег – вместо карманов чиновников они попадут в казну.
   Какой же выход предлагается государством и бизнес-ассоциациями? Все вышеуказанные проблемы озвучены представителями бизнес-ассоциаций в мае 2007 года на Инвестиционном совете при президенте КР. Его члены рекомендовали правительству срочно разобраться с существующим положением и принять необходимые меры. Что удалось сделать за это время? В ходе изучения данного вопроса совместно с Министерством экономического развития и торговли, Государственным таможенным комитетом и бизнес-ассоциациями деловые круги предложили расширить рамки рассмотрения проблемы. Предлагалось задать общие направления политики государства по созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности в целом. Тем самым бизнес надеется на конкретное улучшение условий торговли, и, в конечном счете, такой план действий правительства стал бы для него руководством к действию, долгосрочным ориентиром для принятия решений.
   При подготовке данного вопроса за основу были взяты результаты работы межведомственной рабочей группы, возглавляемой заместителем министра экономического развития и торговли и первым заместителем председателя Государственного таможенного комитета. В ее состав вошли представители отраслевых министерств, бизнес-ассоциаций, международных донорских организаций и секретариата Инвестиционного совета при президенте КР.
   Надо отметить, что деятельность группы активно поддерживается ГТЦ. В рамках ее работы проведено исследование «Упрощение процедур экспорта и импорта в Кыргызской Республике». В процессе работы группа выявила наличие проблем при осуществлении экспортно-импортных операций, разработала рекомендации по их решению, проекты нормативно-правовых документов.
   Упрощение экспортно-импортных процедур стало главным вопросом второго заседания Инвестиционного совета при президенте КР. На нем озвучено, что в ближайшее время будут подготовлены проект указа президента «О развитии государственной политики в сфере внешней торговли и мерах по совершенствованию экспортно-импортных процедур» и ряд проектов постановлений правительства о снятии бюрократических барьеров при растаможивании товаров и по улучшению процедуры пропуска грузов через государственную границу.
   Важно отметить, что подобные шаги предпринимаются также в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Причем эксперты соседних стран обмениваются информацией о ходе преобразований в таможенном администрировании, делятся опытом. Они уверены, что это будет способствовать гармонизации подобных процедур в целом в Центральноазиатском регионе.
   Предлагаемые меры – это только первые шаги на пути совершенствования работы соответствующих министерств и ведомств, ответственных за регулирование экспортных и импортных операций. Конечным результатом должно стать устранение местных процедур при оформлении документов и сокращение бюрократического бремени.
   Основные направления, по которым будут разработаны рекомендации для улучшения торговли, включают в себя упрощение торговой документации и процедур, связанных с экспортно-импортными операциями, установление принципа «единого окна», усиление системы таможенных гарантий внутри страны, участие в региональном сотрудничестве стран Центральной Азии.
   В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что государственная политика в сфере внешней торговли и экспортно-импортных процедур, в частности, должна исходить из необходимости обеспечения презумпции добросовестности предпринимателя, повышения прозрачности деятельности и ориентированности на клиента со стороны государственных органов по отношению к бизнесменам. Это обусловлено необходимостью повышения качества госуслуг в данной сфере, основанных на партнерстве и доверии, а также повышения ответственности предпринимателей в обеспечении требуемых стандартов безопасности и качества ввозимой и вывозимой продукции.
   Проводимые исследования в этой сфере и опрос предпринимателей показывает, что действующие административные процедуры внешней торговли возможно сократить минимум в два раза. Это будет достигнуто за счет их оптимизации, исключения излишних и дублирующих процедур, обеспечения единообразного толкования нормативно-правовой базы и, что немаловажно, посредством внедрения новых информационных технологий в работу таможни.