02.08.2007  На пути поставок молдавского вина в Россию возникли серьезные преграды

   Молдавскому вину на российском рынке быть, решили в Роспотребнадзоре. Но не от 9 избранных производителей, как на этом настаивают в России, а от всех 150. На таком решении вопроса настаивает президент Молдовы Владимир Воронин. Чья возьмет, выяснял Константин Старыш.
   За полтора года, прошедшие с момента введения эмбарго на поставки молдавских вин в Россию, в них так и не было обнаружено ни пестицидов, ни тяжелых металлов. Тем не менее, виноделы по настоянию государства повысили требования к выпускаемой продукции. В Молдове заработала одна из самых современных в регионе лабораторий по проверке качества вин, на предприятиях установлены новые технологические линии, высажены плантации виноградников европейских сортов, система учета позволяет найти в Интернете информацию о любой произведенной в республике бутылке вина. В итоге география экспорта молдавских вин и коньяков стала куда обширнее, чем раньше.
   Александр Супрун, винодел: «Небольшой объем вина идет в Белоруссию, отдельные партии поступают в Румынию, Украину».
   Молдавские вина пьют сегодня не только в странах ближнего зарубежья, но и в Великобритании, США, Японии, Китае. Правда, пока – даже суммарно – рынки этих государств так и не смогли заменить традиционного для молдавских виноделов российского рынка. А он по-прежнему закрыт. И вроде бы, все уже сделано: политические договоренности президентов Путина и Воронина, достигнутые в Минске в конце прошлого года, закреплены на встречах в Москве, Петербурге, Ново-Огарево, Ростове. Винодельческие предприятия готовы возобновить экспорт в любой момент.
   Александр Супрун, винодел: «За качество произведенной продукции ручаемся. Если она попадет на российский рынок , то потребитель узнает, что такое настоящий «Кагор», «Мерло», «Каберне» и другие хорошие вина».
   Но дальше начинается какая-то не вполне понятная чиновничья чехарда. Почему-то из почти 150 винодельческих предприятий Роспотребнадзор выбирает только пять. Два из них – из Приднестровья, четыре из пяти – принадлежат российским компаниям. Почему выбраны именно эти винзаводы, никто не объясняет. Глава департамента «Молдова-Вин», которому так часто приходилось отвечать на вопросы о возобновлении поставок вина в Россию, с трудом скрывает раздражение.
   Валерий Миронеску, директор департамента «Молдова-Вин»: «Никакой политической подоплеки в решении этого вопроса нет! Только технические моменты».
   Во всей этой истории действительно не осталось никакой политики, даже если изначально мотивы введения эмбарго были политическими. Наружу полезли бизнес-интересы российской бюрократии. И, похоже, не только бюрократии. Молдавским виноделам предписано ввозить продукцию исключительно через таможенный пункт Солнцево, города, за которым тянется шлейф дурной славы.
   Владимир Воронин, президент Республики Молдова: «Нам представили список тех, компаний, которые могут, по мнению российских представителей, поставлять вино в РФ. Таким образом, молдавских производителей принуждают вести торговлю по жестким правилам. Я об этом говорил на встрече с Владимиром Путиным. После чего президент России написал Фрадкову личное поручение, в котором сообщил о том, что такие методы ведения бизнеса неприемлемы».
   Удивляет Кишинев и позиция главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. В своих заявлениях и действиях он явно вышел за рамки своей компетенции.
   Жесткие заявления молдавского президента – или все или никто – похоже, сделали свое дело. Геннадий Онищенко уже заявляет, что готов рассмотреть заявки всех, а не только избранных винодельческих предприятий Молдовы. По нашим данным, уже в ближайшее время их представители встретятся с чиновниками Роспотребнадзора.