01.08.2007  В Узбекистане защищают права потребителей

   В стране проводятся последовательные мероприятия, направленные на повышение уровня жизни населения, в частности, улучшение условий жизни, удовлетворение потребностей в качественной продукции, охране здоровья. Свой вклад в этот процесс вносит Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана.
   Федерацией и ее региональными отделениями для защиты интересов потребителей проводится постоянный мониторинг процесса своевременного рассмотрения и решения заявлений и жалоб, поступающих от граждан. Предпринимаются меры по устранению недостатков, выявляемых в сфере торговли, сервиса, коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения.
   Как сообщили в пресс-службе федерации, за истекший период нынешнего года от потребителей поступило почти три тысячи жалоб и заявлений. В целом все они решены в пользу потребителей, которым был возмещен ущерб в объеме почти 58 миллионов сумов.
   Так, например, жительнице Пскентского района Ташкентской области З.Соатовой сотрудники районного предприятия электросети выписали квитанцию на сумму 600 тысяч сумов, тогда как она должна была заплатить лишь 188 тысяч 746 сумов. Благодаря предпринятым мерам эта квитанция была признана недействительной, в доме потребителя бесплатно установили электронный счетчик.
   В заявлении жителя Бостанлыкского района Ш.Махкамова было указано, что в результате скачка электрического напряжения произошел пожар. Собранные по данному факту материалы были представлены в Чирчикский межрайонный суд по гражданским делам. В результате потребителю был возмещен материальный и моральный ущерб.
   Региональными управлениями по защите прав потребителей за отчетный период проведено более четырех тысяч исследований. Как показал анализ, правонарушения в сфере торговли, в основном, связаны с невыдачей чеков на купленную продукцию, непредоставлением потребителям сертификата качества, несоблюдением санитарных правил. Кроме того, наблюдается недостаточность информации об услугах сферы.
   Один из важнейших факторов обеспечения здоровья населения – удовлетворение его потребностей в качественной йодированной поваренной соли. В этом направлении в стране проводится масштабная работа. В текущем году принят основополагающий Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний». Последовательно проводится рассчитанная на 2005-2009 годы государственная программа по сокращению и профилактике подобных заболеваний.
   Так, например, совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства на местах проводятся мониторинги. В результате мероприятий, проведенных в Кашкадарьинской и Хорезмской областях, было установлено тридцать случаев реализации соли без наличия сертификата, в 29 случаях продавалась соль с неудовлетворительным уровнем йодирования. По всем этим фактам приняты соответствующие меры.