30.07.2007 Какие мигранты нужны России В последние месяцы миграционная политика в России стала приобретать какую-то последовательность и стройность. До недавнего времени власти никак не могли определиться, нужны ли России иностранные мигранты или нет. Теперь понимание есть. Нужны. Но не все, а лишь квалифицированные работники определенных специальностей со знанием русского языка и в строго ограниченном количестве. В России сейчас происходят, наверное, те же демографические процессы, что и в остальных странах Европы. Это стремительное старение населения и наплыв иностранной рабочей силы. Процессы эти трудноконтролируемые, но и в Европе, и в России власти стремятся обуздать поток нелегальной миграции, направляя его в легальное русло. До недавних пор в России в правительственных кругах доминировали «запретительные» настроения в отношения иностранных мигрантов. В миграционной политике попросту отсутствовала единая линия, не было понимания, какие мигранты нужны стране, в каком количестве и как направить их потоки в нужном направлении. Лишь недавно это понимание пришло, а страна стала проводить более взвешенную политику в этой сфере. По расчетам Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), к 2020 году количество трудоспособного населения в России сократится на 15%. В ведомстве недостаток квалифицированных трудовых ресурсов называют одним из главных факторов, способных сдержать экономический рост в стране. До последнего времени недостаток рабочих рук в самых динамично развивающихся регионах компенсировался за счет внутренней миграции. В центрально-европейскую и северо-западную части страны съезжались россияне с северных и восточных окраин. Мелкие и средние города пустели – население постепенно перебиралось в более зажиточные мегаполисы. Но на сегодняшний день потенциал внутренней миграции как источника рабочих рук для растущей экономики себя исчерпал. По мнению Всемирного банка проблема нехватки трудовых ресурсов в стране обострится после 2007 года, когда для ее решения властям придется привлекать до 1 млн. мигрантов в год. В МЭРТ рассчитывают, что при грамотной политике в области трудовых ресурсов дефицит кадров можно возместить за счет иностранцев. Приоритетом для страны является привлечение в Россию гастарбайтеров из числа русскоязычных жителей, проживающих на территории стран бывшего СССР. При этом иностранная рабочая сила наиболее востребована в сельском хозяйстве, строительстве, в коммунальном секторе и на транспорте. Еще до того, как государство обратило внимание на иностранцев как на источник экстенсивного экономического роста, Россия из-за своей огромной территории и значительного экономического потенциала стала естественным источником притяжения для иммигрантов не только из стран бывшего СССР, но и других государств. По данным ООН, Россия по числу мигрантов – по состоянию на начало 2006 года их было около 12,1 млн. человек – находится на втором месте в мире. Из этого числа едва 10% являются легальными мигрантами. В результате последних действий властей в этом направлении ситуация несколько изменилась. С начала 2007 года серьезно поменялось российское миграционное законодательство. Начали действовать сразу два закона, касающиеся гастарбайтеров: об упрощенной легализации и учете прибывающих в страну иностранных трудовых мигрантов. Из-за того, что процедура оформления иностранных рабочих стала проще и понятнее, всего за несколько месяцев Федеральной миграционной службе (ФМС) удалось поставить на официальный учет более 2 млн. человек. Напомним, общая квота для работодателей на привлечение иностранных рабочих, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, на 2007 год установлена в размере 6 млн. человек. При этом значительно усилился контроль соблюдения работодателями миграционного законодательства, звучат призывы ужесточить их ответственность за демпинг в оплате труда иностранных рабочих. Итак, проблема учета временной иностранной рабочей силы в стране начала более или менее последовательно решаться. Но с привлечением в Россию иностранцев, а именно наших бывших соотечественников, оставшихся с развалом Советского Союза на территории сопредельных государств, на постоянное место жительства ясности нет. Складывается впечатление, что Россия не заинтересована в массовом возвращении русскоязычных граждан в страну. К слову, 2007 год – последний год упрощенной регистрации этой категории граждан, выбравших Россию в качестве места постоянного жительства. Но никакого прогресса в облегчении участи этой категории переселенцев пока не предвидится. Квоты на получение российского гражданства этой категорией иностранцев каждый год уменьшаются. ФМС в июле объявила о планах до 2012 года принять, разместить и материально помочь 300 тысяч семей бывших российских соотечественников. Специально для этого определили 12 пилотных регионов, наиболее нуждающихся в рабочей силе, куда направят переселенцев. Но ведь это крайне мало. Очевидно, даже перед лицом стремительного обострения проблемы нехватки трудоспособного населения в стране власти не хотят пускать на самотек иммиграционный процесс в стране. Официально это не декларируется, но, видимо, России нужны лишь квалифицированные возвращенцы со знанием русского языка и в тех регионах, где в них есть особая нужда. Конечно, со временем отношение властей к своим бывшим подданным, желающим вернуться на родину, станет более гуманным. Но скорее случится это, когда угроза демографического кризиса в России превратится в реальность. |