30.07.2007  40% украинской экономики находится в тени

   Министерство экономики подсчитало, что порядка 39% всей стоимости товаров и услуг, произведенных на Украине, приходится на теневой сектор экономики. К такому выводу ведомство пришло после пересмотра методики расчета реального валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно предыдущей, показатель составлял 27%. Основной причиной столь значительного размера теневого сектора в министерстве называют высокое налогообложение фонда заработной платы. Эксперты с этим соглашаются, однако считают, что изменить ситуацию Минэкономики попытается за счет амнистирования капитала, которое не приведет к серьезным изменениям.
   В конце прошлой недели в ходе заседания коллегии Минэкономики Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики представил разработанную для министерства систему подсчета теневой составляющей ВВП — как в целом по стране, так и по основным видам экономической деятельности и регионам. Согласно отчету института, копией которого располагает, в 2007 году реальный ВВП составил 1135,5 млрд грн, из которых в тени находятся 443,1 млрд грн. Таким образом, теневой ВВП в 2007 году составил 39% суммарного показателя работы экономики.
   Эта цифра намного больше предыдущей. Ранее министерство сообщало, что в 2006 году доля теневого ВВП упала с 29% (данные 2005 года) до 27%. Еще более низкий показатель теневой экономики зафиксировал Госкомстат. По его данным, в 2005 году теневой ВВП составил всего 18,1%.
   Анализ отраслей экономической деятельности свидетельствует о том, что наибольшая тенизация экономики в промышленности, где соотношение теневой составляющей ВВП к официальным данным — 132,5%. В других отраслях она не превышает официальный показатель: в сельском хозяйстве — 72,5%, в строительстве — 70,8%, в сфере услуг — 31,5%. Такие данные позволяют сделать вывод, что значительная часть теневого ВВП находится в промышленных регионах.
   Кроме того, согласно исследованию, при официальной средней зарплате в размере 1,3 тыс. грн средняя теневая зарплата составляет 2,7 тыс. грн, что позволяет говорить о средней реальной зарплате по стране в размере 4 тыс. грн. При этом если в целом по стране теневая зарплата превышает официальную в 3,1 раза, то в сельском хозяйстве — в 4,4 раза, промышленности — 3,9 раза, строительстве — 2,5 раза, сфере услуг — 1,8 раза. Именно занижение оплаты труда вследствие высокого уровня налогообложения фонда заработной платы и является основной причиной тенизации экономики. «Существует необъяснимый парадокс: фактор производства, который больше всего эксплуатируется,— труд — является основным наполнителем бюджета страны»,— говорится в документе.
   Министр экономики Анатолий Кинах отметил, что новая методика позволит более эффективно проводить реформы по выводу капиталов из тени. «Стоит признать, что многие предприятия хотят выйти из тени, однако в связи с несовершенством наших законов в случае легализации они станут банкротами,— сказал господин Кинах.— Поэтому нужно знать, в каких отраслях законодательство наиболее неудобно для прозрачной деятельности». Вместе с тем министр не стал уточнять, какие реформы будут проведены первыми.
   По мнению экспертов, новые данные о размерах теневой экономики больше соответствуют реальной ситуации. «Всем очевидно, что цифры, которые ранее называло Минэкономики, существенно занижены»,— отмечает заместитель директора центра «CASE-Украина» Виталий Ваврищук. «Минэкономики было некомфортно сообщать такие низкие показатели, тогда как расчеты экспертов указывают на долю теневого ВВП в размере от 35 до 50 процентов»,— соглашается эксперт Международного центра перспективных исследований Евгения Ахтырко.
   Между тем эксперты сомневаются, что Кабинет министров пойдет на снижение отчислений с фонда заработной платы. «Несмотря на то, что эти отчисления велики, они сопоставимы с отчислениями в других странах Европы,— говорит господин Ваврищук.— Правительство не пойдет на это из-за старения населения». По его мнению, более высокие показатели для Минэкономики — это дополнительный аргумент в пользу амнистии капитала, что предусматривает проект нового Налогового кодекса. Однако из-за недоверия бизнеса к правительству это, скорее всего, не будет эффективно.