24.07.2007 Москва: сельхозкооперативы помогут фермерам прорваться на столичные рынки 30 тысяч тонн продуктов в сутки утоляют голод столицы. Привозят их из разных стран и регионов России. В последнее время москвичи стали все более привередливы в еде. Хотят натуральное, свежее, экологически чистое и без генно-модифицированных организмов (ГМО). Все эти требования в полной мере могут удовлетворить отечественные фермеры. Тем более что теперь под торговые места для сельхозпроизводителей столичные рынки выделяют чуть ли не 50% площади. Освоить это пространство в одиночку фермерам не под силу, помочь в этом может налаженная сельхозпотребкооперация. Прежде чем попасть к москвичу на стол, продукты преодолевают довольно большой путь. На сегодняшний день столицу обеспечивают провиантом более 20 агрохолдингов, объединяющих несколько предприятий. Они находятся в 14 регионах Центрального федерального округа, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области и даже в Казахстане. Поправить же положение с наисвежайшими продуктами могли бы фермеры, поставляющие в столицу, к примеру, охлажденное, а не мороженое мясо, свежий творог и сметану, не говоря уже об овощах и фруктах. Считается, что до Москвы всегда могут добраться фермеры из близлежащих областей: Московской, Калужской, Рязанской и Ярославской. Но рынки до недавнего времени были "оккупированы" либо продавцами импортной продукции, либо гостями из ближнего зарубежья, зачастую торговавшими теми же заморскими апельсинами, только уже в качестве перекупщиков. Правительство Москвы в 2006 году решило зарезервировать половину мест на рынках для российских фермеров или оптовиков, которые с ними работают, а также понизить ставки аренды торговых площадей. Мэр Москвы Юрий Лужков подчеркнул, что эта норма будет соблюдена при любых условиях. "Засилья перекупщиков у нас не будет. Эта мера будет помогать фермеру реализовывать свой товар", - сказал он. Но фермер в одиночку не стремится в столицу даже из ближайшего Подмосковья. Партии товара у него небольшие, а на пути всегда есть города-спутники, в которых он гарантированно продаст свою продукцию. И затраты на бензин поменьше, и конкуренция пониже. Но все равно производить продукт и торговать им - разные профессии. Поэтому хороший выход для фермера, не желающего заниматься торговлей, - вступление в сельскохозяйственный потребительский кооператив. "Фермер, привязанный к земле не всегда может сам продавать свою продукцию на рынке", - отметил Лужков. Поэтому фермерам было предложено централизованно сдавать свою продукцию в кооператив, который возьмет на себя функцию доставки и продажи продукции потребителю. По данным за январь-март 2007 года Общероссийского классификатора ведения экономической деятельности, в Москве зарегистрировано 1384 малых предприятия, занятых в сельском и лесном хозяйстве, а также в охоте. Собственно, для них и регионалов Лужков в конце прошлого года предложил "воссоздать потребкооперацию в том объеме, который необходим для удовлетворения потребностей фермеров". По словам столичного мэра, при этом должны существовать нормальные надбавки в цене продукции и умеренные цены на рынках. "Оптовики же, которые будут работать с фермерами, должны иметь лицензии соответствующих органов", - считает Лужков. В 2006 году, как сообщили в Министерстве сельского хозяйства РФ, всего в стране было создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива. За полтора года действия нацпроекта "Развитие АПК" Россельхозбанк, как уточнили "МБ" в Минсельхозе, выдал сельхозпотребкооперативам 1 тыс. кредитов на сумму 3,8 млрд рублей. На 2007 год запланировано создание еще 1350 потребкооперативов. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |