11.07.2007  Какие мигранты нужны российскому бизнесу

   «Какая трудовая миграция нужна российскому бизнесу?» - на эту тему 11 июля прошла пресс-конференция в рамках III ежегодного Форума национального бизнеса «Новый бизнес новой России». Однако принявшие участие в конференции представители бизнеса, законодательной и исполнительной власти федерального уровня поставили вопрос шире: какие меры по совершенствованию миграционной политики необходимы для решения одной из острых проблем экономического развития России – дефицита трудовых ресурсов. В рамках конференции был подписан меморандум о сотрудничестве Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и ФМС РФ.
   Председатель «Деловой России» Б.Титов отметил, что на сегодняшний день российский рынок труда нуждается одновременно в квалифицированных и «совсем неквалифицированных» трудовых мигрантах. При этом он категорически не согласен, что дешевая рабочая сила является тормозом прогресса. «В России так вопрос не стоит. Наши производители осознают, что техническое перевооружение российских предприятий неизбежно, как и необходимость инвестировать в новые технологии и наращивать производительности труда»,- заявил он.
   Б. Титов считает, что Россия должна активно работать с партнерами из стран СНГ и создавать механизмы привлечения рабочей силы и вести работу, направленную на то, чтобы привлекаемая рабочая сила из-за рубежа соответствовала заявкам и критериям, исходящим от работодателей в различных регионах. Для этого необходимо создавать на государственном уровне работающую систему содействия притоку мигрантов из стран СНГ. «Сегодня, даже если мы создадим такую систему, то окажется не так много желающих ехать работать в Россию», - убежден Б. Титов.
   Он сообщил, что первым шагом «Деловой России» в построении такой системы станет работа в Азербайджане по созданию адаптационных центров для трудовых мигрантов, планирующих приехать в Россию. По его словам, в этих центрах потенциальные трудовые мигранты будут проходить подготовку, сдавать медицинские анализы, изучать русский язык. В перспективе - создание аналогичных центрах в других станах СНГ, где будет заинтересованность со стороны коммерческих структур. При этом работа таких центров будет выгодна с точки зрения бизнеса, так как центры будут получать средства от самих заявителей. «Но деньги - не главное. Нужна координация на уровне государств и бизнеса двух стран, и это очень сложный юридический вопрос», - пояснил Б. Титов.
   Как сообщил на пресс-конференции заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко, привлечение миграции – болезненный вопрос в политике любого государства, но без миграционных потоков современной экономике трудно развиваться . И поэтому этот очень важный вопрос должен решаться комплексно и в интересах государства.
   Чтобы миграция стала позитивным фактором, необходимо обеспечивать четкие миграционные потоки, т.е. трудовые мигранты должны быть востребованы, у них должно быть разрешение на работу и соответствующее медицинское свидетельство. И эти три условия очень важны, считает представитель МИД РФ. Он также сообщил, что поскольку в условиях дефицита рабочей силы России предстоит конкурировать с европейскими странами, МИД будет использовать опыт зарубежных государств, активно привлекающих трудовых мигрантов. «Страна с динамично развивающейся экономикой требует притока дополнительной рабочей силы, и мы будем стремиться, чтобы решение вопросов российской миграционной политики соответствовало самым высшим европейским стандартам», - заверил А. Яковенко.
   Депутат Госдумы Маргарита Баржанова считает, что российские работодатели готовы принимать легальную рабочую силу, но при существующих правилах практически не могут это сделать, поскольку на уровне законодательства не предусмотрены такие возможности. «Пока на рынке работают фирмы, которые за определенную сумму выполняют обязанности государства по оформлению мигрантов. Нужно отказаться от услуг фирм–однодневок, совершенствуя этот процесс», - заявила депутат.
   Она уверена, что если российская экономика не будет привлекать труд мигрантов, то проиграет конкурентную борьбу. «Для строительства олимпийских объектов в Сочи нам потребуются колоссальные ресурсы. Поэтому нам нужен союз со странами СНГ по аналогии с Таможенным союзом, в рамках которого будут действовать правила, позволяющие принимать без разрешения на работу граждан из стран СНГ», - считает депутат. Она заявила, что уже в осеннюю сессию ГД РФ предстоит большая работа по совершенствованию миграционного законодательства. И часть нерешенных за осенний период вопросов будет передана как наказ депутатам следующего созыва.
   Заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Сергей Болдырев отметил, что самое главное - не упускать в процессе привлечения мигрантов вопросы безопасности государства. Поэтому в деятельности ФМС преобладает концепция управляемой миграции, в рамках которой -легализация сетей частных агентств занятости мигрантов. При этом, считает представитель ФМС, необходимо создание соответствующей правовой базы: частные агентства будут лицензироваться, чтобы в регионах проводить работу по сведению воедино данных по потребностям работодателей и предложениям партнерских зарубежных организаций, занимающихся подготовкой и подбором кадров, востребованных в РФ. «Процесс хаотичного приезда рабсилы будет сводиться к минимуму», - заверил С. Болдырев.
   Он сообщил, что в течение месяца соответствующий законопроект будет разработан и передан на согласование в Правительство РФ. При этом ФМС выступает за либерализацию миграционного законодательства при упорядочении миграционных потоков. Подписанный меморандум с ДР позволит работать более координированно и системно, в том числе чтобы интересы малого и среднего бизнеса при подборе трудовых мигрантов не были ущемлены, и МСБ имел преференции и поддержку в этом вопросе.
   ИА "Альянс Медиа"