25.06.2007 Москва: прошел XVII Московско-берлинский семинар по проблемам миграции Обмен опытом по решению актуальных проблем миграции между Россией и европейскими странами сегодня важен как никогда. Подавляющее большинство иностранцев, въезжающих в РФ, не намерены здесь жить постоянно – они приехали только для того, чтобы зарабатывать деньги; поэтому адаптация к окружающей действительности проходит очень тяжело. Для того, чтобы обсудить этот вопрос и наметить пути его решения, собрались участники пленарного заседания XVII Московско-берлинского семинара по актуальным проблемам миграции. Он состоялся сегодня, 25 июня, в Московском доме национальностей. Как напомнил в начале заседания председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров, за последний год в федеральном миграционном законодательстве произошли существенные изменения. Так, вступил в силу закон о миграционном учете иностранных граждан, который предусматривает уведомительный порядок учета – то есть прибывший в РФ мигрант обязан уведомить компетентные органы о своем приезде; принята новая редакция закона о правовом положении иностранцев в России, согласно которой введен упрощенный порядок получения разрешений на работу (мигрант подает заявление в Федеральную миграционную службу и в течение 10 дней получает разрешение). Наряду с этим внесены изменения в КоАП РФ, усиливающие ответственность работодателя за привлечение нелегальной трудовой силы. А.Александров отметил, что, хотя новое законодательство можно считать прогрессивным, все же имеются некоторые проблемы. Так, существует пробел в части медицинского освидетельствования мигрантов: около 13% прибывающих в Россию работников больны опасными инфекционными заболеваниями. Не очень четко выстроено отслеживание деятельности иностранных граждан: например, если разрешение на работу получено на год, а трудовой договор заключен на 3 месяца, местонахождение человека в остальные 9 месяцев остается неизвестным. Однако, по словам главы комитета, если в прошлом году на 1 легального мигранта приходилось 9 нелегальных, то сейчас этот показатель снизился до 2-3. Создан профильный федеральный штаб под руководством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова; такая же структура только регионального значения работает в Москве под началом заместителя столичного мэра Валерия Виноградова. Налаживаются связи с ФМС РФ, планируется взаимодействие с налоговыми органами – для того, чтобы контрольные мероприятия носили комплексный характер. Также А.Александров рассказал о планах по созданию миграционного терминала. «Это будет координирующий орган, который объединит представительства органов исполнительной власти Москвы и РФ, обеспечит взаимодействие и координацию органов здравоохранения, правоохранительных органов, служб по трудоустройству и расселению», - пояснил он. Как сообщил заместитель начальника Управления ФМС РФ по Москве Артем Фролов, на сегодняшний день Россия занимает второе место после США по количеству прибывающих мигрантов - здесь работают граждане примерно из 140 зарубежных государств. Наибольшее число иностранных работников - почти три четверти - прибыли из Китая, Украины, Турции, Вьетнама, Таджикистана и Узбекистана. Заняты они чаще всего в таких отраслях, как строительство, торговля и общепит, сельское хозяйство, транспорт и промышленность. «Мы продолжаем отрабатывать технологию выдачи разрешительных документов на трудовую деятельность в системе «одного окна». Кроме того, думаем о такой мере, как внедрение системы организованного набора высококвалифицированных рабочих кадров из-за рубежа», - сказал он. В свою очередь депутат Московской городской думы, председатель комиссии МГД по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко считает новое миграционное законодательство чересчур либерализированным. «Я не согласен, что новые формы законодательства приемлемы для крупных городов. Новые законы – архилиберальны, в этом плане мы переплюнули все мировое сообщество», - заявил он. Также, по его мнению, люди, которых принято в России именовать «мигрантами», согласно мировым стандартам таковыми не являются. «В Европе этим словом называют тех, кто приезжает на постоянное жительство. У нас же это временные работники, которые приехали только лишь на заработки – поэтому они не стремятся максимально влиться в общество, выучить язык, соблюдать принятые здесь нормы и законы», - пояснил депутат. Он заметил, что главной целью миграции должно быть повышение экономического, культурного, научного потенциала принимающей страны. В те же Штаты едут ученые, опытные управленцы, профессионалы своего дела. Есть такие люди и в тех странах, которые поставляют мигрантов в Россию. Однако привлечь их нечем, хотя работать в этом направлении просто необходимо, считает И.Елеференко. «Пока же мы привлекаем только строителей, водителей маршруток, причем трудно проверить их истинную квалификацию», - сказал он. По мнению депутата, должна быть значительно увеличена роль субъектов РФ в таких вопросах, как определение квалификации мигрантов, проведение медицинского освидетельствования. Также должно стать обязательным прохождение теста на знание русского языка перед получением разрешения на трудовую деятельность. «Кроме того, безвизовый режим с соседними странами должен быть для туристов, для тех, у кого в России живут родственники. Но для тех, кто едет сюда работать, все же нужно вводить трудовую визу», - подчеркнул И.Елеференко. Московско-берлинский семинар продлился весь сегодняшний день. Немецкая сторона представила доклады о положении в области миграции на территории своей страны, о положениях закона о поздних переселенцах. По мнению участников, было высказано немало интересных и полезных предложений, которые будут приняты к сведению при дальнейшей работе. ИА "Альянс Медиа" |