14.06.2007  Танзитные тарифы повысят экспортный потенциал Казахстана

   Одной из главнейших составляющих повышения экспортного потенциала Казахстана являются транзитные тарифы. Учитывая огромную территорию, которой обладает Казахстан и его месторасположение – центр материка, национальный перевозчик «Казакстан темир жолы» (КТЖ) должен сделать транзитные тарифы максимально низкими. КТЖ нужно изменить свою политику в отношении транзитных грузов и даже следует начать с демпинговых цен, чтобы привлечь грузоотправителей. А когда начнется массовое движение грузов, то все это окупится.
   Интервью с исполнительным директором Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николаем Радостовцем:
   - Почему, на ваш взгляд, транзитные тарифы так важны для повышения экспортного потенциала республики? Ведь в программе министерства индустрии речь шла больше о создании благоприятной законодательной базе, об информационном обеспечении.
   - Транзитные тарифы - это тарифы, которые распространяются на целый ряд стран и действуют своеобразным «сквозным путем». Это классическое понимание транзитных тарифов. И, по мнению многих отечественных экспортеров, транзитные тарифы должны быть минимизированы, в первую очередь, для большегрузных потоков, которые идут в ту или иную страну.
   У казахстанских товаропроизводителей есть потребность, прежде всего, в поставках в Иран, в Китай и Россию. Это различные виды металлов, зерно и нефть. И у нас по этим направлениям должны быть выстроены транспортные коридоры. Такая задача стоит, исходя из того, что в Казахстане огромные расстояния, и мы не сможем конкурировать, если наше государство сознательно с другими государствами не договорятся, чтобы транзитные тарифы были низкими для тех, кто движется по территории их стран. Необходимо принятие ряда межправительственных соглашений с теми государствами, которые интересуют наших экспортеров.
   На мой взгляд, формирование сквозного тарифа - это одна из задач экспортной политики в Казахстане. Например, если мы хотим, чтобы у нас хорошо шли окатыши на Китай и продавались там, нам нужно сделать приемлемый сквозной тариф вплоть до потребителей нашей продукции в Китае. А у нас в этом направлении одни проблемы: высокие тарифы по Казахстану и нехватка вагонов в Китае.
   Сегодня понятие транзитный тариф включает в себя не только низкую цену за провоз по территории, но и наличие благоприятных условий: разгрузочной базы, вагонов, минимальное количество требуемых документов, таможенная очистка в ускоренном режиме.
   - Многие эксперты считают, что размер транзитных тарифов будет определяющим аргументом в принятии решения, каким маршрутом везти груз, например, по российскому или кавказскому коридору?
   - Либо по России, либо по Кавказу – это уже геополитика. И куда пойдут наши грузы, зависит от того, какие условия нам предложат эти транзитные стороны. У Казахстана, как обладателя интересных товарных масс (металл, зерно и нефть) всегда есть выбор, по какому пути пойти. Все зависит от того, какие условия нашим товарам будут предоставлены.
   Необходимо, чтобы транзитные страны понимали, что местные интересы не должны перекрывать стратегические интересы. Тот, кто продает товар, может пойти по более длинному пути, исходя из соображений безопасности.
   - А что вы скажете по поводу недавнего заявления казахстанского президента о строительстве судоходного канала «Евразия»? С реализацией этого проекта, некоторые задаются вопросом, каковы перспективы другого проекта – железной дороги Баку - Тбилиси - Карс?
   - Важно, чтобы никто не стал монополистом. Если железная дорога будет играть доминирующую роль в доставке грузов, то она будет добиваться высоких тарифов. А вот если будет еще и этот канал, то всегда будет выбор.
   Кстати, во многих странах поощряется, чтобы автомобильный транспорт конкурировал с железнодорожным, чтобы больше использовались возможности водного транспорта.
   Например, в Европе железнодорожный транспорт проиграл в конкуренции автомобильному, и основные массы грузов возятся по автодорогам и европейские железнодорожники пытаются сегодня исправить ситуацию. Жизнь показывает, что отсутствие альтернативы приводит к высоким цена.
   - Что скажете по поводу решения о строительстве Прикаспийского газопровода?
   - Я думаю, что этот вопрос неоднократно будет обсуждаться. Если мы видим, что начинается эра конкуренции маршрутов поставок, то в этих условиях важно, какие преимущества будут выдвигать транзитные страны, предпочитающие, чтобы грузовые потоки пошли через их территорию. Сегодня в ответ от Кавказа мы должны ждать более интересных предложений, чем от России. Это тот случай, когда и политика и экономика переплетаются тесно. Не зря наш глава государства говорит, что надо находиться в таких условиях, когда есть возможность выбора.