13.06.2007  Омурбек Бабанов: Бизнес в Кыргызстане - это корова-кормилица

   Президент Кыргызстана подписал Закон «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства». Эксперты уже назвали документ принципиально новым инструментом для решения актуальных проблем, складывающихся в экономике страны. Закон также призван защищать предпринимателей от необоснованных и зачастую предвзятых проверок со стороны фискальных органов. Вместе с тем он регламентирует ответственность и самих представителей малого и среднего бизнеса.
   На вопросы ИА «24.kg» отвечает один из разработчиков закона, депутат парламента КР Омурбек Бабанов.
   - Омурбек Токтогулович, в чем, по-вашему, предназначение принятого закона?
   - Прежде чем ответить на этот вопрос, хотел бы отметить, что его подписание я оцениваю как важный шаг, на деле доказывающий позицию главы государства, направленную на поддержку предпринимателей. Ведь основа государственного развития - это экономическое развитие страны, которое можно обеспечить только в том случае, если государство ведет грамотную политику стимулирования предпринимательства. Невозможно обеспечить развитие страны только практикой наложения штрафов и пеней на субъекты предпринимательства. Им необходимо помогать и оказывать реальную поддержку.
   Подписанный закон призван защитить предпринимателей от произвола контролеров, устранить избыточные, а значит, мешающие развитию предпринимательства административные барьеры. Принятый закон устанавливает единые правила проведения проверок.
   - К чему приводит существующий беспорядок с проверками предпринимательских структур?
   - Проверки для предпринимателей представляют собой один из барьеров, тормозящих развитие бизнеса. Нельзя исходить из принципа «Любое предпринимательство - немножко надувательство, поэтому не грех поживиться за его счет». Предпринимателей захлестывает бесконечное число контролирующих органов, дублирующие проверки, злоупотребление со стороны проверяющих органов. Крайне мешает несовершенная система регулирования процедур проверок, а также размытость термина «проверка» и низкая компетентность инспекторов.
   Фактически проверки сегодня используются как инструмент передела собственности, устранения конкурентов, борьбы с оппозицией, а еще как источник обогащения чиновников. Проверяющие прежде могли из–за своей безнаказанности проверками довести предпринимателя до банкротства, принести значительные убытки или заставить его закрыть предприятие.
   Предстоит переключить взаимоотношения предпринимательства с властью на позитивный лад, поскольку бизнес - это дойная корова, кормилица, которую нельзя истощать, к ней нужно относиться бережно. Посмотрите на темпы интенсивного развития Китая, там к предпринимателям относятся как к священной корове, вскармливающей всех.
   - Какие основные принципы заложены в законе?
   - В законе закреплен ряд важных принципов, которые окажут заметное влияние на юридическую теорию и практику. Отметим некоторые из них.
   Впервые на законодательном уровне сформулирована презумпция добросовестности хозяйствующих субъектов. У нас же контролирующие органы в своей практической деятельности заранее исходят из предположения о недобросовестности предпринимателя. И понятно, что прежде проверки носили карательный характер и не были направлены на содействие и поощрение предпринимательства.
   В соответствии с данным принципом проверяющие обязаны доказывать законность и обоснованность своих действий и решений в случае их обжалования хозяйствующим субъектом. Практика рассмотрения судами споров с контролирующими органами показывает, что многие процессы выигрывают предприниматели.
   Отныне противоречия и неясности законодательства не могут быть применены против хозяйствующих субъектов. Противоречия в законодательстве создают почву для различных юридических толкований, которые государственные контролирующие органы всегда трактуют в свою пользу. Предприниматель не должен отвечать за вину и упущения государства, а оно, в свою очередь, должно регулировать отношения принятием системных, внутренне согласованных нормативных правовых актов.
   Финансирование проведения проверок уполномоченными органами должно производиться только из средств республиканского и местного бюджета. Это означает, что все расходы, связанные с проверками, должны нести сами проверяющие органы.
   Недопустимость дублирования ведомственного и межведомственного контроля и надзора при проведении проверок. Это очень важная и нужная норма. Пока же, если предпринимателя проверили одни органы, через некоторое время по этому же вопросу могут провести проверку другие органы.
   - А смогут ли инспекторы контролирующих органов и впредь налагать штрафы? Предусмотрены ли в законе какие-либо ограничения для них?
   - Уполномоченным органам и их должностным лицам запрещается непосредственно при проведении проверки взимать в наличной форме штрафы и другие платежи с субъектов предпринимательства. Все расчеты должны производиться только через соответствующие расчетные счета и кредитно-кассовые учреждения. Данная норма исключит стимул и материальную заинтересованность проверяющих лиц в наложении штрафов и пеней. Также запрещено получать отчисления (например в виде специальных средств) от сумм финансовых и административных санкций и других платежей, поступающих в доход государства в результате проведения проверок.
   - Какие виды и сроки проверок предусмотрены законом?
   - В законе предлагается оставить только пять видов проверок: плановую, внеплановую, контрольную, перепроверку, встречную. Установление этого на законодательном уровне означает, что исполнительные органы власти не могут вводить своими нормативными правовыми актами другие, не предусмотренные законом виды проверок.
   Срок проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должен превышать 30 календарных дней. Этот срок может быть продлен в исключительных случаях по письменному распоряжению руководителя уполномоченного органа, осуществляющего проверку, не более одного раза и на срок не более 10 дней. Решение о продлении срока проверки может быть обжаловано в суде.
   - Должны ли контролирующие органы предупреждать о проверке? Если они предупредят, предприниматели смогут скрыть факты нарушения?
   - Контролирующий орган обязан известить субъект предпринимательства, подлежащий плановой проверке, не позднее, чем за 10 дней до начала ее проведения. Только в этом случае мы сможем говорить о смещении акцентов с карающих функций контролирующих органов к предупреждающим. Такое предупреждение обусловлено подготовкой хозяйствующим субъектом всех необходимых документов и иных материалов, подлежащих проверке, нахождением на рабочих местах должностных лиц хозяйствующих субъектов на время проведения проверки, что, в конечном счете, скажется на сроке и оперативности проверки.
   Закон предоставляет предпринимателю возможность самому в течение 30 дней устранить выявленные в ходе плановых проверок нарушений законодательства, а проверяющие могут только вынести предупреждение с требованием устранить нарушение.
   - Какая ответственность предусмотрена для проверяющих лиц?
   - Закон усиливает персональную ответственность проверяющих за свои действия и бездействие. Неподтверждение в судебном порядке результатов проверки является основанием для освобождения от занимаемой должности лица, проводившего проверку. Должностные лица уполномоченных государственных органов, совершившие противоправные действия при проведении проверок субъектов предпринимательства, не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах в течение 3-х лет. Это подтолкнет проверяющих быть более ответственными, а в случае обжалования предпринимателем их действий и решений в судебном порядке чиновник должен будет доказывать обоснованность и законность своих действий или решений. Данная норма уменьшит мздоимство проверяющего, когда он говорит предпринимателю: «Я тебе сейчас начислю пени и штрафы, если ты мне не заплатишь».
   Не это ли является реальным препятствием для произвола власти. Ведь раньше никто не нес никакой ответственности даже в случае преднамеренного банкротства фирмы в итоге бесчисленных проверок и контроля разными инстанциями, утечки бизнес-информации, срыва обязательств перед партнерами.