31.05.2007  Горячая линия как средство от корпоративного мошенничества

   Число горячих линий различных министерств и ведомств постоянно увеличивается. Обзаводятся горячими линиями и компании. Цель - предотвращение мошенничества и коррупции собственными силами. Как показывают результаты обнародованного вчера исследования "Управление рисками мошенничества", проведенного компанией Ernst & Young, сотрудники российских предприятий пользуются такими линиями куда активнее своих европейских коллег.
   В рамках исследования опрошено 1300 сотрудников международных компаний в восьми странах Западной Европы и в пяти странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Респондентам было предложено поделиться своим мнением относительно того, как борьба с мошенническими действиями внедряется в их компаниях.
   Главный вывод - сотрудники компаний совсем не против оказывать содействие своим работодателям в борьбе с внутренним мошенничеством и коррупционными проявлениями. В обмен они, во-первых, хотят, чтобы компании гарантировали защиту информаторов, а во-вторых, требуют, чтобы жертв этих информаторов ставили в известность о фактах проводимых в отношении их деятельности расследований.
   Одним из методов борьбы с мошенничеством как европейские, так и российские респонденты считают наличие у компаний кодекса корпоративной этики. О необходимости составления и ведения такого документа компаниями заявили 88% опрошенных. Однако лишь половина респондентов в странах Центральной и Восточной Европы и две трети опрошенных в западноевропейских странах указали, что в их компаниях такой кодекс есть. В большинстве случаев документ носит скорее декларативный характер и служит украшением кабинета руководителя.
   Результаты исследования свидетельствуют: сотрудники подписывались под кодексом корпоративной этики в лучшем случае при приеме на работу (такой ответ дали почти 40% респондентов). Столько же сотрудников либо не подписывали кодекс никогда, либо затруднились дать ответ на этот вопрос.
   Тем не менее, по словам партнера Ernst & Young, руководителя отдела по оказанию услуг в области бизнес-рисков в СНГ Тонни Деккера, "сотрудники уважают свои компании" и "только один из 10 сотрудников полагает, что в его компании не соблюдается кодекс корпоративной этики". "В России этот показатель в два раза выше, но все-таки не настолько высок, как это можно себе представить", - заявил эксперт.
   А число тех, кто предположил, что в 2006 году в его компании возникали случаи мошенничества или коррупции среди российских респондентов, оказалось даже меньше, чем в среднем по Европе: 20% против 22% опрошенных европейцев.
   Зато степень своей свободы в высказывании подозрений о наличии фактов мошенничества и коррупции российские респонденты оценили скромнее европейцев: только 45% опрошенных в России заявили, что персонал их компаний может свободно сообщать о возможном совершении подобного (57% в среднем по Европе).
   Самые большие расхождения в ответах респондентов из России и Европы обнаружились в ходе выяснения того, какими способами сообщается о предполагаемом мошенничестве или взятке. Большинство опрошенных европейцев признались, что пойдут со своими подозрениями к непосредственному начальнику (73%) или пожаловались бы высшему руководству (55%). В России картина иная. Сотрудники доверяют горячим линиям - как телефонным, так и в сети интернет - куда больше, чем начальству: 62% опрошенных россиян отдают предпочтение именно такому виду оповещения о нарушениях коллег.
   Даже невзирая на то что число горячих линий в российских компаниях пока не дотягивает до среднеевропейского уровня (о существовании такой линии заявили 33% опрошенных сотрудников компаний из России против 38% в среднем по Европе), степени их загруженности европейцы могут позавидовать. 73% российских респондентов заявили, что сотрудники их компаний пользуются такими горячими линиями (опрошенные из Европы дали аналогичный ответ только в 55% случаев). Число тех, кто считает этичным проведение "тайных" расследований в отношении подозреваемых коллег, в России опять выше, чем в Европе - 18% против 13%.
   "Несмотря на то, что процент компаний, в которых имеются горячие линии, в России ниже, чем в Европе, доля сотрудников, использующих их, значительно выше. Вдвое больше людей в России считают, что их компания не стала бы защищать их права, если бы они проинформировали о своих подозрениях в совершении мошенничества", - заявил старший менеджер Ernst & Young, руководитель группы по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях в СНГ Иван Рютов. По его мнению, если предоставить людям возможность информировать о мошенничестве, эффективно защитить их, можно будет получить много добровольных помощников в борьбе с мошенничеством.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "ГАЗЕТЫ"