29.05.2007  Добавленная стоимость создается трудом за компьютером

   22 мая в Москве прошла организованная при участии Microsoft конференция «Россия в XXI веке». На ней президентом Microsoft в России и СНГ Ольгой Дергуновой впервые были представлены весьма любопытные результаты исследования Stockholm School of Economics in Russia (SSE Russia) и SSE Ring Research Group на тему «Влияние IT на российскую экономику».
   Цель исследования состояла в попытке выяснить механизм влияния IT на рост производительности труда. Для исследования были выбраны несырьевые отрасли российской экономики: финансовый сектор, телекоммуникации, розничная торговля, электроэнергетика, пищевая промышленность. Далее с целью проследить влияние IT на производительность было введено определение «пользователи программного обеспечения» (работники предприятий исследованных отраслей, не считая IT-специалистов, использующие компьютер в своей повседневной работе).
   Само программное обеспечение (ПО), в свою очередь, поделили на операционные системы (Windows и остальные), бизнес-ПО (приложения для автоматизации бизнес-процессов) и стандартное ПО, т.е. готовое программное обеспечение, универсальное для всех отраслей (офисные приложения и коммуникационное ПО - почтовые программы, программы мгновенного обмена сообщениями и т.п.).
   Выяснилось, что в розничной торговле, телекоммуникациях и финансовом секторе каждый второй сотрудник пользуется компьютером на работе. В производственных секторах (пищевая промышленность, электроэнергетика) - каждый пятый. В среднем пользователи работают за компьютером 4,5-6 часов в день. До половины суммарного рабочего времени в исследованных отраслях приходится на работу за компьютером (от 16% в электроэнергетике до 46% в телекоммуникациях).
   К радости Microsoft, на наших рабочих местах правит бал стандартное ПО. Пользователи проводят за ним три четверти «компьютерного» времени (от 40 до 61% работают в офисных приложениях и от 25 до 35% - в коммуникационном ПО). Во всех исследованных отраслях за исключением финансовой уровень проникновения стандартного ПО выше, чем бизнес-ПО. Коммуникационное ПО (ICQ и иные интернет-пейджеры, программы электронной почты, программы передачи голоса по Интернету, самой популярной из которых стала Skype) постепенно замещают телефон и факс.
   Что касается бизнес-ПО, то самым популярным продуктом в этом классе на российских предприятиях остаются системы управления ресурсами предприятия (т.н. ERP-системы). На втором месте - системы автоматизации документооборота. На третьем, и это неожиданность, - ПО для работы с клиентами. Это т.н. CRM-системы, позволяющие учесть историю взаимодействия с каждым из множества клиентов компании, выяснить и запомнить их предпочтения.
   Общий вывод исследования состоит в том, что значительная доля валовой добавленной стоимости отраслей создается трудом за компьютером (от 16% в электроэнергетике до 46% в финансовом секторе).
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Время Новостей"