26.04.2007  Правоохранительные органы России и Беларуси перекрыли канал контрабанды

   Даже малая часть сведений распутанного клубка поражает, с каким размахом был налажен криминальный бизнес. Ущерб от деятельности одного только фигуранта разоблаченной банды, действовавшей в России и Беларуси, и только по одной товарной позиции - компьютерам, составляет - миллиард рублей!
   Схема контрабанды была проста и изощренна. Через "свои" таможенные посты участники бизнеса из Европы пропускали большегрузные грузовики. Из Голландии, Бельгии и Англии через Литву в Беларусь транзитом ввозилась бытовая техника.
   В документах значилось: она направляется на Украину. Но товар везли к белорусско-российской границе, где выдавали на него другие документы. Из них следовало: техника произведена в Беларуси и следует в Россию (таможенные платежи Союзного государства при перевозках значительно ниже, чем при международных). Меняли даже номера на машинах. После пересечения границы груз оформлялся как собственность фирмы-однодневки, приобретенная на территории России, а затем передавался компании "Изумрудный город". Полученные деньги фирма-однодневка обналичивала и закрывалась. После этого уже легализованный товар волшебники "Изумрудного города" продавали через оптовые рынки России. Часть вырученных средств шла на закупку контрафактных сигарет, которые тем же путем через свою "дыру" на таможне вывозились через Беларусь в Голландию. По документам они проходили как "лес".
   Оговоримся: дело, которое расследуют органы по борьбе с экономическими преступлениями и спецслужбы наших государств, настолько закрытое, что получить по нему официальную информацию крайне сложно. Оно и понятно, ведь контрабандой через несколько границ транзитом через Беларусь в Россию шли десятки тонн грузов на тяжелогруженых автопоездах - и не день, и не два, и не месяц. А такое возможно, если у преступников надежные и высокопоставленные покровители. Статус арестованных по делу говорит о многом - два владельца бывших крупных российских банков. А в розыске - глава администрации одного из подмосковных районов. Поэтому белых пятен в деле еще много.
   Главный герой, в чью обязанность входила борьба с контрабандой на всей таможне в Бресте, Николай Бойко, ныне осужден на шесть лет тюрьмы. Влиятельнее на таможне считался только патриарх ведомства Вячеслав Осинцев. Об уровне его связей в Москве и Минске ходили легенды. Непотопляемый - так за глаза называли его подчиненные. После ареста Бойко Осинцев усидел в своем кресле начальника таможни "Западный Буг". Во время встречи со мной в прошлом году он всячески открещивался от Бойко: дескать, ничего не знал, а y него, Осинцева, репутация чиста.
   Каково же было мое удивление, когда во время недавней командировки в Брест я узнал: Осинцева больше нет. Официальное сообщение - он сам подал заявление об увольнении. Но стоило зайти на таможню, чтобы удостовериться - там только и разговоров, что бывший шеф хоть и на пенсии, но на заслуженный отдых не торопится. А все потому, что расследование уголовных дел по таможне идет полным ходом. Белорусские власти развернули настоящую войну с криминалом на таможне, которая понесла тяжелые потери. Борьба с коррупцией и громкие аресты привели к тому, что таможня "Западный Буг" через местные газеты впервые за 13 лет работы объявила о приеме на вакантные должности. Как заявил начальник отдела кадров этой таможни Василий Снитко, "в прежние годы такой проблемы у нас не существовало. В отделе кадров годами лежали заявления сотен желающих устроиться на работу, а вакансий, как правило, не было".
   Комментарий в отношении сложившейся ситуации дал председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский:
   - Коррупция в таможне есть и будет. Со склада чугунных болванок вынести нечего, а там, где есть деньги, туда всегда будет пытаться проникнуть криминал. Последний пример - Котловка (пункт таможенного пропуска), который фактически на 100 процентов находился под контролем преступных групп. Руководство ведомства было вынуждено под предлогом реконструкции вообще закрыть этот пункт пропуска.
   К словам руководителя белорусской таможни добавим: среди пособников бандитов были и сами таможенники. Сейчас в Беларуси задержаны около 50 человек. Шестеро, в том числе начальник таможенного поста, через который шли контрабандные перевозки, арестованы.
   После того как груз пересекал белорусско-российскую границу, фирмы-"однодневки" с условием отсрочки платежа передавали груз "Изумрудному городу" вовсе не случайно. По другую сторону тоже действовали свои люди. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Следователи убеждены, что в Голландии начало отправлению грузов с товарами и последующий прием контрафактных сигарет наладил и контролировал 31-летний Голландец. Не настоящий, а наш, русский, к которому кличка прилипла еще с тех пор, как он два года просидел в голландской тюрьме за контрабанду. Тот, кого в Голландии знали под кличкой Голландец, в России по паспорту значился как Александр Панеш. Правда, самого Панеша арестовать не удалось- пришлось объявить в международный розыск.
   В расследовании цепочки контрабандной схемы у сыщиков некоторое время вакантным оставалось место белорусских транзитеров. Правда, недолго. Несколько месяцев назад в Москве был задержан крупный белорусский предприниматель Юрий Крейдич. Запрос на межгосударственный розыск по подозрению в участии в преступном сообществе, подделке документов и пособничестве в злоупотреблении служебными полномочиями на Крейдича поступил в МВД России из Беларуси еще в августе прошлого года. Правоохранительные органы республики подозревают его в контрабанде бытовой техники на рекордную сумму в один миллиард долларов. По версии следователей, бытовую технику и компьютеры из Польши он перевозил в Россию под видом стройматериалов. В поставках принимали участие белорусские таможенники. По информации МВД Беларуси, товары шли через республику транзитом из Польши в Россию. Крейдич отвечал за беспрепятственное прохождение автопоездов через таможенные посты. В провозе контрабанды ему помогали некоторые должностные лица таможни "Западный Бут".
   Ущерб от деятельности преступной группы в миллиард долларов милиционеры подсчитали путем нехитрой арифметики, сложив транспортные ходки за шесть лет работы преступной группы.
   Когда начались аресты на таможне в Бресте, Крейдич перебрался в Москву, где снял квартиру на Волгоградском проспекте. Там его и задержали.